XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 263 и девочки) представляют себя в будущем живущими в одноэтажных простых домах (не квартирах), очень похожих на дома их родителей, только большего размера и с большими удобствами. Анализ полученных данных показал вза- имосвязь определенных характеристик «дома будущего» с возрастом, полом, составом реальной семьи и количеством детей. Все идеальные представления респондентов основываются на особенностях того дома, в котором они живут в реальном времени с родителями. Рисуя «дом будущего», они мечтают о своей крепкой семье с мужем/женой и детьми, отдельно от родителей. Валиева Е. Г. (Институт истории СПбГУ, Санкт-Петербург) Потестарные институты у нгони: опыт кросскультурного исследования 1 Этническая общность нгони, возникшая в результате миграции из Южной Африки небольшой группы людей в период Мфекане (1810–1830-е гг.), представляет значительный интерес для исследования феномена этнической самоидентификации. Таких классических маркёров идентичности, как общий язык (лингвисты относят его к мертвым языкам) и территория, нгони лишены. В данный момент нгони рассредоточены вМалави, Танзании и Замбии. В отсут- ствии вышеназванных консолидирующих факторов, на первый план высту- пает представление об общем историческом прошлом, а институт вождества и образ вождя—ярчайшее олицетворение военизированного прошлого нгони. На основании этого и слов авторов-нгони можно ожидать как более высокий уровень доверия и поддержки традиционных лидеров, так и того, что самои- дентификация зиждется на приверженности социальным институтам прошлого. Для проверки данной гипотезы были привлечены данные социологических опросов, проведенных проектом Афробарометр в 2008 году. Кроме респонден- тов-нгони (223 человека), в качестве контрольных категорий были вовлечены в анализ респонденты-чева (496), яо (161), ньянджа (49) и тумбука (196), на языках которых сейчас говорит большинство нгони. Все респонденты про- живали в упомянутых трех странах расселения нгони, за исключением части ньянджа и яо, которые проживают в Мозамбике, и небольших групп ньянджа, чева и яо в Зимбабве. Итак, рассмотрим вопрос о существовании особого отношения к традици- онным лидерам у нгони. Все категории респондентов ответили, что граждане должны активнее подвергать сомнению действия лидеров (любых), а лидеры не должны отдавать предпочтения своей общине. В опросах 2005 и 2008 годов 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18–011– 00644).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=