XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XVIII 248 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки обмена лошадей на китайские товары. Лишь наиболее авторитетные и могу- щественные монгольские правители были в состоянии удерживать в своих руках право распределять доходы от торговли со Срединным государством. Такие правители как обладатели верховной власти были способны диктовать прочим «малым» князьям порядок присутствия их подданных на пригранич- ных рынках. Скрынникова Т. Д. (ИВР РАН, Санкт-Петербург) Кто они, послы Чингис-хана? Слово «мир» ( el ) — редко упоминаемое слово в монгольской среде XII– XIII вв. В Тайной истории монголов оно встречается только раз, когда описы- ваются взаимоотношения монголов с кереитами и объясняется, каким образом кереитский Ван-хан и отец Чингис-хана Есугэй стали побратимами (§ 150). В борьбе за власть Ван-хан убил младших братьев своего отца и вступил в борьбу со своим дядей Гур-ханом, а после полученного от него поражения, он вынужден был скрываться и бежать с сотней людей. В результате Ван-хан появился у Есугэя. Монгольская фраза, в которой говорится о мире, звучит так (§ 150): «urida yisügei-qa’an-u caq-tur sayi-bar el alduqsan-tur (выделено мной —  Т. С. ) yisügei-qan-lu’a anda ke’eldüksen aju’u» 1 . Игорь де Рахевилц перевел эту фразу так: «As for Ong-Qa’an of the Kereyit, previously — in the time of Yisügei Qa’an — because they were living together very harmoniously, he and Yisügei Qan declared themselves sworn friends» 2 , как и С. А. Козин до него: «…Прежде, во времена Есугай-хана, живя с ним во взаимном мире, Ван-хан побратался с Есугай-ханом, и они стали андами» 3 . На самом деле речь идет о том, что, находясь во враждебных отношениях со своими родственниками, Ван-хан обратился к Есугэю: «Прежде, во времена Есугэй-хана, когда [Ван-хан] лишился доброго мира , он договорился с Есугэй-ханом стать побратимами», чтобы вернуть себе потерянное. Но зато упоминания о тех, кто несет мир — послы, посланники ( elči ) — в  Тайной истории монголов мы встречаем более пятидесяти раз. Интересно, что первое упоминание этого концепта мы обнаруживаем при перечислении сыновей Есугэй-багатура, родившихся от его первой женыОэлун: «…Когда Темучжину было девять лет, то Чжочи-Хасару в это время было семь 1 Rachewiltz I. de. Index to the Secret History of the Mongols. Bloomington, 1972. P. 69. 2 Rachewiltz I. de. The Secret History of the Mongols. A Mongolian Epic Chronicle of the thirteenth Century. Translate with a historical and philological Commentary by Igor de Rachewiltz. Leiden-Boston: Brill, 2004. P. 73. 3 Козин С. А. Сокровенное сказание: Монгольская хроника 1240 г. М.; Л., 1941. С. 121.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=