XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Кореи к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 211 Гутарева Ю. И. (ООО «Леон» Антикварный салон, Санкт-Петербург) Национальная самобытность жанра пхунсокхва : художественные образы в корейском изобразительном искусстве периода поздний Чосон (конец XVII–XIX вв.) и в современности Жанровые зарисовки, являющие собой «живое свидетельство» корейской истории периода поздний Чосон (кон. XVII-XIX вв.), бесспорно занимают одно из центральных мест в корейской культуре, где достаточно остро стоит вопрос поиска культурной самобытности. Художественное наследие таких художников как Ким Хондо (1745–1806?), Ким Дыксин (1754–1822) и Син Юнбок (1758–?), с которыми традиционно связывают зарождение массового живописного жанра пхунсокхва («зарисовки нравов и обычаев»), постоянно находится в зоне пристального внимания исследователей корейского искусства. Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования в данной области, автором доклада предпринимается попытка рассмотреть особенности нацио- нальной самобытности жанра пхунсокхва в разрезе выявления характерных художественных образов в творчестве ведущих мастеров периода, оценив степень их влияния на эволюцию корейской бытовой живописи и затрагивая вопрос функционирования традиции в искусстве современной Кореи. Истоки бытового жанра в искусстве Кореи угадываются уже в когурёских росписях, датируемых IV–VII столетиями, а отдельные элементы бытового характера прослеживаются на всем протяжении развития живописи Чосон вплоть до начала XVIII века. С началом эпохи поздний Чосон в корейском изобразительном искусстве появляются новые сюжеты из повседневной жизни, которые отличаются живостью, оригинальностью композиции и богатством приемов психологического раскрытия образов, придающие жанру националь- ную специфику. Опираясь на труды последних лет ведущих южнокорейских специалистов в области искусства: Ан Хвиджуна, Ли Донджу, Хон Сонпхё, О Чусока и др., автор прослеживает влияние новой образности, утвердившейся в жанровых зарисовках эпохи поздний Чосон на формирование национальных особен- ностей жанра, выявляя степень их значимости для современной корейской живописи. Задача доклада не ограничивается искусствоведческим анализом отдель- ных произведений эпохи поздний Чосон, в которых выявляется новый, национально окрашенный художественный образ, как форма художествен- ного воспроизведения в рамках традиционного канона и отражения дей- ствительности. Художественные образы исследуются автором в контексте поиска национальных истоков с раскрытием их роли сохранения традиций в творчестве таких современных художников как Чан Усон (1912–2005),

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=