XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XVI 170 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Сёгун (годы правления) Девиз годов правления Реформы ● были; ☓ не было 文化 Бунка 1804–18 ● 文政 Бунсэй 1818–30 ● XII 家慶 Иэёси 1837–1853 天保 Тэмпо 1830–44 ● 弘化 Кока 1844–48 ● XIII 家定 Иэсада 1853–1858 嘉永 Каэй 1848–54 ● XIV 家茂 Иэмоти 1858–1866 安政 Ансэй 1854–60 ● 万延 Манъэн 1860–61 ☓ 文久 Бункю 1861–64 ☓ 元治 Гэндзи 1864–65 ☓ XV 慶喜 Ёсинобу 1866–1867 慶応 Кэйо 1865–68 ☓ 明治 Мэйдзи 1868–1912 Далее попробуем остановиться более детально на характере реформ, про- водившихся в конкретные временные отрезки при том или ином девизе годов правления. Единственный случай реформ в первой половине эпохи Эдо (в годы Дзёо) связан с воздействием конфуцианских идей КУМАДЗАВА Бандзан 1 на одного из князей тодзама (княжество Бидзэн Окаяма) по имени ИКЭДА Мицумаса (1609–1682) 2 . Реформы были нацелены на создание системы местных кодек- сов, развитие земледелия, расцвет образования, не выходя за локальные границы отдельного княжества. Они важны скорее как пример достаточно ранних реформ такого рода, обозначивших становление системы управления княжествами , что порою именуют и просто «политикой княжеств». Идеи КУМАДЗАВА Бандзан оказались значимы для формирования теоретико-иде- ологических основ управления, акцентируя внимание на отношениях воинов и земледельцев, «воинском» служебном долге сёкубун 職分 , взаимоотношениях между людьми дзинрин 人倫 , практике сыновней почтительности 孝 ( яп . ко; 1 КУМАДЗАВА Бандзан 熊澤蕃山 (1619–91, в совр. написании 熊沢蕃山 ) — кон- фуцианец, истоки его учения восходят к китайской по происхождению школе Ван Янмина (яп. оёмэй-гакуха 王陽明学派 ); он считается самым известным из учеников НАКАЭ Тодзю 中江藤樹 (1608–1648), основателя этой школы в Японии. О крайне критическом отношении КУМАДЗАВА Бандзан к буддийским храмам и монастырям в связи с их стяжательством говорится у НАГАТА Хироси [Нагата Хироси. История японского материализма. М.: Мысль, 1990. С. 56–57; Нагата Хироси. История фило- софской мысли Японии. М.: Прогресс, 1991. С. 130]. 2 Во времена управления княжеством ИКЭДА Мицумаса 池田光政 была открыта в 1641 г. первая в Японии «школа княжества» ханко 藩校 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=