XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XVI 154 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки ввиду своей специфики всегда привлекали внимание западных исследова- телей и собирателей музейных и частных коллекций конца XIX — начала XX вв. Не составляла исключения и российская этнографическая наука того времени. Изучением тех или иных аспектов этих культов занимались такие отечественные японоведы и этнографы, как, например, А. И. Иванов, Б. Ф. Адлер, Л. Я. Штернберг. Последний уделял указанной теме особое внимание, рассматривая фаллические культы как один из характерных для большинства народов Восточной Азии и Восточной Сибири релик- тов т. н. «первобытной религии». Именно Л. Я. Штернберг был одним из инициаторов командировки В. Л. Серошевского в Японию, составлял для него инструкции по собиранию коллекций и состоял с ним в регулярной научной переписке. Благодаря собирательской деятельности В. Л. Серошевского в Японии, МАЭ получил небольшую, но весьма примечательную по своему составу коллекцию, которая весьма наглядно характеризует определенные грани японских фаллических культов. Особое место в этой коллекции занимает восьмиметровый свиток горизонтального формата Нёгогасима-эмаки 女護島 絵巻 , иллюстрирующий весьма популярные в Японии архаичные представле- ния о существовании некоего острова, населенного одними лишь женщинами. Обитательницы острова продолжают род благодаря проникновению в них осо- бого ветра (называемого Отоконакэрэба кадзэ 男なければ風 1 ), что приводит к рождению девочек — новых жительниц острова. А изредка попадающие на остров случайные мужчины вынуждены претерпевать опасные для здоровья и жизни приключения эротического характера. В. Л. Серошевский включил также в состав этой коллекции несколько весьма специфичных рисунков — «эротических гротесков», отражающих как некото- рые аспекты гендерной культуры японцев, так и реликты архаических пред- ставлений о связях людей и природных ками , являвшихся в обличье некоторых животных (например, гигантских змей, лисиц кицунэ , «барсуков» тануки и т. д.). Кроме того, Серошевским был собран и ряд ритуальных предметов—аксес- суаров локальных обрядов, связанных с культами плодородия. Отдельный интерес представляют собой комментарии, составленные В. Л. Серошевским к собранным предметам, весьма емко характеризующие состояние фалличе- ских культов в условиях Мэйдзийской Японии. Так, собиратель указывает, что правительство целенаправленно преследует эти культы и даже уничтожает их и что ввиду официального преследования фаллические культы являются «несо- мненно вымирающими» 2 , поэтому некоторые из привезенных им предметов следует рассматривать как эксклюзивные раритеты. 1 См.: Gill Robin D. The Woman Without a Hole — and Other Risky Themes from Old Japanese Poems. N. Y.: Paraverse Press, 2007. P. 361. 2 Опись МАЭ № 831, Л. 2.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=