XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2
Секция XVI 132 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Помимо немногих книг о прошлом и настоящем Японии, в России были опубликованы переводы японских авторов о праве: «Очерки истории японского уголовного права и судопроизводства» (СПб., 1885; по распоряжению импе- раторского посланника в Санкт-Петербурге Ханабуса) и «Государственный строй Японии» (М., 1906; перевод с английского) барона Иошитанне-Сан- номия, главного церемониймейстера японского императорского двора. Но эти оригинальные произведения не удостоились упоминания в российской юридической прессе. Борисова А. А. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) «Мирные искусства» Японии в годы Второй мировой войны Говоря о культуре Японии во время Второй мировой войны, следует отме- тить, что, несомненно, важнейшую роль играла пропаганда. Пропагандой милитаризма были пронизаны почти все ее сферы во имя укрепления слепой веры в исключительность Японии. Широкое распространение получают такие виды искусства, как пропагандистские плакаты, кино, фотография. Большое воспитательное значение имел и традиционный театр. Особую роль играли боевые искусства, призванные закалять боевой дух солдат. Неслучайно после окончания войны именно эти искусства были запрещены оккупационными властями. Исследования по изучению этих сфер искусства военного времени продолжают привлекать внимание ученых и поныне. С другой стороны, по таким традиционным направлениям, как, например, чайная церемония, керамика, икэбана и др. применительно к военному пери- оду, исследований сравнительно немного. Чаще всего говорится о развитии различных школ до и после войны. Касательно деятельности школ в военные годы — преимущественно ограничиваются общими замечаниями о их суще- ствовании. В действительности же, были и особенности в функционировании школ традиционных искусств, и отличительные черты видов и жанров искус- ства, характерные именно для военного времени. Несомненно, даже «мирные искусства» служили пропаганде «японского духа», призваны были воодушевлять и вдохновлять не только воинов, но и остающихся в тылу. Но интерес к «мирным искусствам» значительно упал, а количество обучающихся, особенно мужчин, резко сократилось. Учителя даже высокого уровня не имели никаких привилегий по сравнению с простыми гражданами: будущий глава школы крупнейшей школы чайной церемонии Урасэнкэ Сэн Сосицу XV (Гэнсицу 千 玄室 ) проходил трени- ровку в качестве пилота-камикадзэ. После окончания войны он посвятил
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=