XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Источниковедение и историография Китая к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 2 113 (рукописный свиток с цветными иллюстрациями), малые объемы и двой- ственность в способе организации содержания. С одной стороны, рисунки могли представлять собой дискретные изображения, разбитые на отдельные не связанные между собой сегменты со своими подписями (лянский и юань- ский свитки). С другой стороны, они могли выглядеть как цельные изобра- зительные полотна с элементами общего для всего произведения сюжета (остальные рисунки). Рукописный характер свитков исключал возможность их распространения, что очевидно и не предполагалось изначально. Судя по местам хранения основной массы рисунков («Гугун»), все они находились во владении императоров, выступавшего их единственным реципиентом. Визу- альное ознакомление с рисунками наводит на мысль об их реалистичности и связи с реально существовавшими персонажами и конкретными событиями придворной жизни— визитами делегаций послов. Наиболее вероятной целью произведений была демонстрация могущества императора. Во времена династии Цин деятельность по созданию новых рисунков «Чжи гун ту» продолжилась и велась в эру Цяньлун художниками Се Суем 1 谢遂 , Цзинь Тинбяо 金廷标 2 и Мэнь Циньанем 3 门庆安 . Ее инициатором стал император, одержавший множество военных побед и к середине XVIII в. мак- симально расширивший владения китайской империи. Желая заявить о своей причастности традиции, а также заявить Китаю и миру о своих достижениях, он затеял беспрецедентный по своим масштабам проект создания грандиозного альбома своих подданных. Произведение Се Суя было первым этапом этой работы 4 . Автор учел нара- ботки предшественников и попытался соединить их идеи с требованиями импе- ратора. Воспользовался уже известной ему формой свитка, на который нанес цветные изображения и подписи. Очевидно, в процессе реализации проекта эта форма показалась слишком громоздкой и плохо подходящей для постав- ленной цели. Тогда наступил второй этап, приведший к появлению книжного блока с рисунками Мэнь Циньаня. Новый альбом оказался более удобным для массового изготовления и распространения. Альбом же Цзинь Тяньбао был неудавшейся попыткой вернуть ксилограф к форме свитка. 1 Работа Се Суя состоит из четырех свитков с шириной около 33 см и длиной от 140 до 180 см. В свитках 301 цветной рисунок с подписями на китайском и маньчжурском. Произведение хранится в «Гугуне» Тайбэя. 2 Его работа состоит из двух цзюаней, представляющих собой часть «Хуан цин чжи гун ту», но без вступления императора и послесловия Фу Хэна. Подписи идентичны, но иллюстрации выполнены в цвете. хранится в пекинском Национальном музее. 3 Его рисунки вошли в «Хуан цин чжи гун ту» Фу Хэна. 4 Об истории создания «Хуан цин чжи гун ту» смотрите в: Попова И. Ф. «Изобра- жения данников августейшей Цин» и «Первый альбом» о. Иакинфа (Н. Я. Бичурина). С. 38–44; 祁庆富。《皇清职贡图》的编绘与刊刻//《民族研究》。2003年 第5期。 第69–74页。

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=