XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 2

Секция XV 112 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки страны, так и регионы), о которых было известно китайцам ко времени созда- ния памятника. Сочинение богато иллюстрировано черно-белыми гравюрами, изображающими характерный с точки зрения составителей вид представителей описываемых земель. Иллюстрации сопровождены подписями. В Санкт-Петербурге хранится девять экземпляров издания «Хуан цин чжи гун ту» 1763 года — четыре в Институте восточных рукописей РАН (шифры: Е-42, Е-43, Е-179 и Д-284 ) 1 , два в Научной библиотеке им. М. Горького СПбГУ (обе книги имеют общий шифр: Xyl. 348 ), два в Отделе Рукописей Российской национальной библиотеки (шифры: Дорн 758, Дорн 759) 2 и один в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа 3 . В истории Китая прежде уже создавались близкие по тематике и названию произведения. Начало традиции было положено творением «Чжи гун ту» 职 贡图 («Изображения данников»), текст и рисунки которого были написаны якобы будущим лянским правителем Сяо И 萧绎 (жил в 505–555 гг., правил в 552–555 гг.) между 526 г. и 539 г. 4 Потом появились другие произведе- ния — танские 5 «Чжи гун ту» Янь Либэня 阎立本 (601–673) и «Мань и чжи гун ту» 蛮夷执贡图 («Изображения варваров, приносящих дань») Чжоу Фана (VIII в.), юаньское «Чжи гун ту» 6 Жэнь Бовэня 任伯温 , минское «Чжи гун ту» 7 Цю Ина 仇英 (XV–XVI вв.). Доцинские произведения этой серии объединяют унитарность формы 1 Каталог фонда китайских ксилографов Института Востоковедения АН СССР/ Сост. Б. Б. Вахтин, И. С. Гуревич и др. Т. 1–3. М., 1973. Т. 1. С. 291–293. 2 Китайские рукописи  и  ксилографы Публичной библиотеки : Систематический каталог / Сост. К. С. Яхонтов, науч. ред. Ю. Л. Кроль. СПб., 1993. С. 36, № 9–10. Также см.: Catalogue des manuscrits et xylographes orientaux de la Bibliothèque impériale publique de Saint-Pétersbourg / Ed. par B. Dorn. SPb., 1852. С. 604, 662. 3 Музеум книги: Каталог выставки Научной библиотеки Государственного Эрми- тажа. СПб., 2002. С. 74–75. 4 Это так называемые «Лян чжи гун ту» («Изображения данников Лян»). Свиток сохранился лишь в сунской сильно поврежденной копии. Совокупная длина фраг- мента — 200,7 см, ширина — около 30 см. На свитке даны изображения 12-ти ино- странных послов и подписи. Хранится он в пекинском Национальном музее Китая. О нем см.: 朱浒。“夷歌成章,胡人遥集”——从《职贡图》看南朝胡人图像与政治 的关系//《南京艺术学院学报:美术与设计版》。2015年 第1期。第77–81页。 . 5 Оба произведения исполнены в виде свитка и дошли в сунских копиях. В отличие от лянского произведения, на танских подписей к изображениям нет. Оба хранятся в тайбэйском «Гугуне». 6 Свиток 220Х36 см. Содержит подписанные фигуры людей. Хранится в Музее азиатского искусства Сан-Франциско. О нем см.: 杨德忠。元代的职贡图与帝国威望 之认证//《美术学报》。2018年 第2期。第21–31页。. 7 Свиток с размерами 509 Х 29 см. Хранится в пекинском «Гугуне». О нем см.: 仇 英。《诸夷职贡图》的服饰研究//《美与时代:美术学刊(中)》。2017年 第3期。 第108–109页。

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=