XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Неотрадиционализм в современных культурах Азии и Африки» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 505 Безусловно, обнаруживаются некоторые сдвиги в системе ценностей совре- менного китайского общества, так, представления о браке и роли женщины теперь ощутимо отличаются от традиционных воззрений. Молодежь может не торопиться регистрировать свои отношения и заводить детей, пока не появятся деньги на квартиру, машину и т.п., а, вступив в брак, они могут и вовсе жить на достаточно далеком расстоянии от своих родителей. Тем не менее, традици- онная сыновья почтительность (сяо) обязывает китайца оказывать поддержку семье и родственникам, а также прислушиваться к мнениям старших членов семьи. «Китайцы любознательны, поэтому в страну проникает, а затем и при- живается если не все, то многое. Однако не стоит говорить о самостоятельном существовании подобных заимствований. Они адаптируются к китайской действительности и постепенно становятся частью ее культуры» 1 . Китайские компании стараются следовать западным принципам корпо- ративной культуры, поскольку стремятся интегрироваться в мировое бизнес сообщество и свести к минимуму непонимания между китайцами и ино- странцами. Однако при этом руководство все еще с осторожностью относится к проявлению индивидуализма сотрудников и отстаиванию ими собственной точки зрения. Почти 100 лет назад один китаец писал: «Понятие «индивидуум» введено в Китае всего три или четыре года назад, но люди, якобы следующие духу времени, видят в нем невыносимый позор. Если кого-то назвали индиви- дуалистом, то это равнозначно предателю своего народа» 2 . Современная Под- небесная стремится к модернизации человека (« 人的 现 代化 » rénde xiàndàihuà ), вернув традиционное представление о «благородном муже» 君子 jūnzǐ , которое включает в себя актуальные для современного китайского общества ценности: доброта, самосовершенствование, бережливость, преданность, любознатель- ность, соблюдение церемоний и уважение к старшим [ 潘星宇 , 君子人格 与 人 的 现 代化 3 . Кроме того, традиционная модель построения отношений с окру- жающими через «связи» гуаньси и стремление к сохранению «лица» мяньцзы продолжает определять коммуникативное поведение современных китайцев. По нашим наблюдениям, факт существования большого числа ресторанов быстрого питания говорит не о стремлении жить на западный манер, а об исконной, хорошо известной по всему миру любви китайцев к разнообразной еде. О сохранении традиционалистского подхода в быту говорит и тот факт, что многие китайцы, работающие заграницей, в случае болезни лечатся методами китайской медицины. «Китайский народ консервативен потому, что будучи 1 Спешнев Н. А. Китайцы. Особенности национальной психологии. СПб., 2011. C. 149. 2 Штритматер К. Инструкция по применению: Китай. М.: Аякс-Пресс, 2006. С. 204–205. 3 Pan Xing-yu, The Gentleman Personality and The Modernization of Man) // Theory Research, 01.12.2012. P. 38–40.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=