XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 479 с чисто светских позиций, не придавая исламу практически никакого значения в плане формирования национальной идентичности. Тем не менее, сегодня нередки случаи, когда и они изображаются в национальном дискурсе именно как мусульмане; их политические взгляды рассматриваются в учебниках и моногра- фиях, посвященных исламским учениям конкретного региона или государства. Урало-Поволжский регион дает в этой связи характерные примеры переплете- ния «национального» и «религиозного», противопоставления «башкирского» и «татарского» ислама, поисков собственной идентичности в специфическом исламе. Цель доклада состоит в том, чтобы выявить характерные варианты исполь- зования ислама для построения национальных идентичностей в Урало-Повол- жье в конце XIX в., то есть на первых этапах национального строительства, и в конце ХХ — начале XXI вв., то есть в современных условиях. Кроме того, необходимо учесть эти особенности в свете противостояния радикализму и принять во внимание возможность преодоления этнических конфликтов с другими народами в рамках единой гражданской общности. Тихонова Н. Е. (Южный ФУ; ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Газета «Переводчик-Терджиман» в контексте модернизационных процессов в России на рубеже XIX–XX вв. На истоки модернизационных процессов в среде российских тюрок-му- сульман на рубеже XIX-XX вв., которые ассоциируются, в первую очередь, с движением джадидизма, существует несколько точек зрения. Согласно одной из них, джадидизм возник в процессе реформирования традиционной системы мусульманского образования, которую инициировал, а затем активно популяризировал на страницах своей газеты «Переводчик-Терджиман» крым- ско-татарский просветитель, издатель, педагог, и общественно-политический деятель Исмаил Гаспринский (1851–1914). Согласно другой точки зрения начало движению джадидизма положили его предшественники — татарские просветителиШ. Марджани (1818–1889) и Х. Фаизханов (1823–1866) 1 . Кроме того, некоторые современные татарские исследователи относят зарождение джадидизма к более раннему периоду —  к концу XVIII —  началу XIX вв. Примечательно, что авторы авторитетного западного издания «Кембридж- ская история Турции», ссылаясь на монографию американского исследова- теля А. Халида 2 , который связывает зарождение движения в Средней Азии 1 Ланда Р. Г. Россия и мир российского ислама. М., 2011. С. 144–145. 2 Khalib А. The Politics of Muslim cultural reform: jadidizm in Central Asia. Berkeley: University of California Press, 1998. P. 81–82.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=