XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 473 Православные миссионеры оставались в русле традиционных подходов к исламу, исключавших установку на понимание веры другого . Продемон- стрирован закрытый тип мышления, уверенность в монополии на обладание абсолютной истиной. Конечно, в религиозной сфере разработка процедур понимания иной религиозной традиции в терминах своей веры проблематична. Но анализ коснулся важных основ: функциональность ресурсов в контексте «новых вызовов». Сохранялась дихотомия: культурные/ некультурные состо- яния человеческого бытия, их ревизия важна для управления социальными процессами. Критерием оценок становилась степень приобщения к «про- свещенности», «образованности», «цивилизованности», прагматических (секулярных по сути). Политический «трактат» «дикарей цивилизованных, прошедших университеты» воспринят со скепсисом, признан заимствованным. Им указано на плохое знание иностранных исследований. Даже на «бесце- ремонность» трактовок. В целом, отметим позитивную роль этого этапа. Зародившиеся посылы несли модернизаторские по реалиям и потенциям устремления, видели в ана- лизе «жизненный императив будущей России». Представления о полицентрич- ной природе человеческой истории мусульманские активисты рассматривали как самобытность социокультурных форм, ментальных и психологических установок, конфессиональных ценностей. Базисная оппозиция модерности «свобода / несвобода» умножала их силы. Оценки православных миссионеров роли исламских интеллектуалов складывались в ходе острой дискуссии, по содержанию, составу участников имевшей своих лидеров, свою драматургию, ряд этапов; первый этап длился с начала 1870 до середины 1880-х годов. Доклад ограничен анализом поднятых проблем о будущем исламского социума в указанном периоде, тем более что дискуссия не стала предметом отдельного исследования, хотя ее материалы используются при анализе нациестроительских (или «культуростроительских») процессов. Представления о полицентричной природе человеческой истории мусульманские активисты рассматривали как самобытность социокультурных форм, ментальных и психологических установок, конфессиональных ценно- стей. Базисная оппозиция модерности «свобода / несвобода» умножала их силы. Маликов А. М. (Университет Палацкого, Оломоуц, Чехия) Самаркандские реформаторы начала ХХ века: Исаходжа Ширинходжаев В конце XIX века в среде интеллектуалов Туркестанского генерал-гу- бернаторства формируются взгляды о необходимости реформ. Сторонники реформ в образовании и обществе называли себя зиёлилилар (интеллигенты)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=