XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Круглый стол: «Источниковедение и историография ислама в России» к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 471 Мусульманские авторы призвали адекватно оценить культурные ресурсы. В письме Остроумову Гаспринский отнесся к критике ислама с иронией: «С точки зрения положительных знаний всякий религиозный кодекс пред- ставляет материалы “за и против”... Я лично того мнения, что все святые книги хороши; только людям надо сделаться поумней, да знающими... Вы и сами согласны, что наука и развитие — лучшее поле для смягчения народностей» 1 . И. Гаспринский утверждал: в нынешней форме русское господство не ведет мусульман к прогрессу. Но мусульманский цивилизационный очаг в России сохранился: «Мы не находим необходимых оправданий для поли- тики поглощения одной народности другою, политики русификационной в нашем отечестве». Он предложил «другую систему политики, проистека- ющей из уважения к национальности и всестороннему равенству племен, населяющих государство… Она… привлекательна и действует среди боль- шинства цивилизованных народов мира». Чуть ниже Гаспринский заявляет: «Исламизм непосредственно тут вовсе не мешает. Есть нечто посильнее и постарее его, которое мешает и портит тут дело… это невежество, борьба с которым до сих пор не организована как следует и за борьбу с которым должны дружно приняться лучшие мусульмане и русские» 2 . Гаспринский обосновал понятие «русское мусульманство»: «мы» цельная общность народов России. Его стратегия апеллировала к культурно-языковой среде, в рамках которой и предполагалось осуществить технократическую мета- морфозу. Несомненно, это был политический ответ и политический проект . Гас- принский представлял возможным двигаться в сторону сложносоставной интегративной общности (российские тюрки), которая снимет существующие «разрывы» (языковые, исторические и ситуативные и др.) и откроет путь развитию нового модерного этноса. Представления Гаспринского о социаль- но-политическом, культурном, нравственно-религиозном, психологическом, бытовом будущем российских мусульман базировались на двух опорных пунктах: верность их исламу и принадлежность к истории Российского государства. Ректор Казанской духовной академии Н. И. Ильминский первым обратил внимание: работа И. Гаспринского нацелена обсудить «будущность русских мусульман в интересах отечества и цивилизации». В 1881 г. он воспринял работу как призыв к политической мобилизации: «Надвигается страшная 1 Цит. по: Алексеев А. К. К проблеме культурного диалога: ислам и Казанское мис- сионерское исламоведение // Ислам в советском и постсоветском пространстве: история и методологические аспекты исследования. Под ред. Р. М. Мухаметшина. Казань, 2004. С. 68. 2 Гаспринский И. Русское мусульманство. С. 3.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=