XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция XI 470 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки этого антихристианского направления западных ученых, твердящих, что лже- пророк Мухаммед был „могучим, великим гением“» 1 . Русская либеральная пресса отмечала трансформацию исламских институ- тов в соседней Османской империи: «Сто лет тому назад… блеск мусульман- ского полумесяца казался совершенно померкнувшим… По прошествии ста лет … возрождение чувствуется во всех слоях общества и во всех народно- стях—турках, туркменах, курдах, арабах» 2 . Тезис миссионеров о бездействии, бесплодности, «никаком развитии», «неподвижности» не стыковался с их же констатацией социокультурных потенций ислама как учения «нераздельно… политического». Схема анализа в трудах миссионеров не отличалась от схем в текстах светских востоковедов. Но будучи унификаторами, миссионеры утверждали наличие непримиримо враждебных друг другу — мусульманского и хри- стианского социумов Российской империи. В стремлении противостоять нарастающему на Западе взгляду на мусульманский мир как на иную данность, миссионеры попадали в плен методологических мистификаций. Попытка, с одной стороны, использовать либерально-европейские подходы, а с другой — противоположные им русско-консервативные начала вела к дискредитации каждого комплекса. «Изгнание черта (ислама) посредством миссионерского типа критики ранило ангела (христианство)», — пишет М. А. Батунский. По сути, желание миссионеров углубиться в историю ислама и дать ему оценку служило прорывом в новое культурное пространство. Ни один из миссионерских трудов однако не стал «путеводителем для тех, кто пребывает в замешательстве» 3 . Но выпады достигали критической отметки. Миссионерский сборник мусульманской элитой был внимательно прочи- тан. В 1881 г. крупный общественный деятель И. Гаспринский опубликовал работу «Русское мусульманство». В 1880-е годы вышли работыМурзы Алима, А. Девлет-Кильдеева, А. Баязитова 4 . 1 Агрономов, А. Джихад. Священная война мусульман // Миссионерский противо- мусульманский сборник. Вып. XIV. Казань. 1877. 2 Эхо веков. 2010. № 3–4. С. 5. 3 РаббиМоше бенМаймон (Маймонид). Путеводитель растерянных. Пер. и коммент. М. А. Шнейдера. Иерусалим, М.: Гешарим, Мосты культуры, 2010. С. 75. 4 Баязитов А. Отношения ислама к науке и к иноверцам. СПб., типография А. С. Суворина, 1887; он же. Ислам и прогресс. СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1898; Возражение на речь Эрнеста Ренана «Ислам и наука» С.-Петербургского мухамеданского ахуна, имам-джамиа хатыб мударриса Атаулла Баязитова. СПб., типография А. С. Суво- рина, 1883; Гаспринский И. Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина. Симферополь, 1881; Девлет-Кильдеев А. А. Магомет как пророк. СПб.: типография А. С. Суворина, 1881; Искандер-Мурза. Русские школы для мусульман в Туркестане // Восточное обозрение. 1883. № 36–38.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=