XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Языки стран Азии и Африки к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 431 К началу реформ Шан Яна ( 商鞅 ) стандартной формой правового акта в Китае был 法 фа , которую по замыслу правителя области Шан следовало превратить в 律 люй ( 改法为律 гай фа вэй люй ), что собственно он и сделал, создав на базе 法经 фацзин уложение циньских законов 秦律 Цинь люй. Государ- ственные реформы периодов Чуньцюи Чжаньго унифицировали использование термина 法 фа , который стал применяться как родовой термин, например: 法经 фацзин «Свод законов» царства Вэй, 被庐之法 Бэй лю чжи фа царства Цзинь. Именно на базе 法 фа позднее формируется понятие 法典 фадянь «кодекс». Еще один термин, который входит в юридическую практику после реформ Шан Яна как форма правового акта с широкой сферой применения, это 律 люй «устав»: 田律 Тянь люй царства Цинь (по сути первый в Древнем Китае нормативный документ, регулировавший отношения в сфере охраны природ- ных ресурсов и экологии), 九章律 цзю чжан люй «Кодекс в девяти главах» династии Ранняя Хань. Начиная с династии Вэй в законодательной традиции Китая наблюдается преемственность нормативной базы при создании каждой последующей династией «Свода уголовных уложений»: 魏律 Вэй люй «Свод уголовных уложений Вэй», 晋律 Цзинь люй «Свод уголовных уложений Цзинь», 唐律 Тан люй «Свод уголовных уложений Тан», 大明律 Да Мин люй «Свод уголовных уложений Мин», 大清律 Да Цин люй «Свод уголовных уложений Цин». Правоприменительная практика того времени опиралась на закреплен- ный в уложениях принцип верховенства ритуала 依礼制刑、礼法合一 И ли чжи син, ли фа хэ и «С помощью ритуала устанавливать наказание, ритуал и закон едины». В целом, многие положения уголовных уложений напрямую отсылали к нормам 礼记 « Ли цзи», из которого черпались даже виды составов преступлений, например: 大不敬 да бу цзин «оскорбление старшего, дерзость»; 同居相隐 тун цзюй сян инь « члены семьи друг друга покрывают» (принцип, запрещающий родственникам, живущим вместе свидетельствовать против друг друга); 八议 ба и «восемь смягчающих обстоятельств» (при определении наказания); 五服制罪 у фу чжи цзуй «наказание определяется по 5 степеням траура» (принцип определения тяжести наказания в зависимости от степени родства, которая была закреплена в нормах ношения траура по усопшему). В эпоху династии Тан (VII–IX вв.) появляется первый в истории Китая адми- нистративный кодекс 唐六典 Тан лю дянь «Шесть уложений Тан». Его название 典 дянь восходит к трактату 周礼 Чжоу ли «Чжоуские ритуалы», тексту пред- шествовавшему «Ли цзи». В разделе 天官 Тянь гуань «Небесные чиновники» 周礼 «Чжоу ли» говорится о 六典 лю дянь «Шести кодексах», определяющих различные аспекты функционирования идеальной политической системы. Использованием этого термина танские законотворцы стремились подчер- кнуть преемственность традиций между совершенномудрыми правителями древности и правотворчеством соответствующей эпохи. После появления
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=