XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция IX 430 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Апелляция к закону была в Китае крайней и вынужденной мерой, конфу- цианское учение, в отличие от карательного по методам и тоталитарного по сути подхода легистов, стремилось предупреждать нарушения социального порядка превентивными мерами, путем воспитания и убеждения, а не при- нуждением или под угрозой кары, но именно в рамках легистского учения система правовых норм Древнего Китая получила новый импульс к развитию. Первым концепцию управления государством на базе нормативных актов 法 фа обосновал основоположник легизма Гуань Чжун ( 管仲 ), живший в период Чуньцю (VIII–V вв. до н. э.). Именно ему принадлежит и авторство базового для китайской юридической терминосистемы понятия 法律 фалюй «право». Гуань Чжун объединил названия двух типов законов 法 фа и 律 люй в единое понятие, описывавшее всю систему правовых норм. В истории Китая существовал целый ряд терминов для обозначения норма- тивных правовых актов, которые, в отличие от современной законодательной системы с ее строго иерархической структурой, были не системны, различаясь как по форме, так и по юридической силе. Самые ранние из дошедших до нас письменных источников права и правовых понятий представляли собой 刑 син. Этот вид нормативных актов, активно применявшихся в эпоху династий Ся, Шан, Западная Чжоу и период Чуньцю, был близок к 法 фа и в основном отно- сился к уголовному праву, но еще не к системе наказаний. Законодательство в тот период официально именовалось 刑 син «уголовным», хотя по существу могло регулировать и иные правовые отношения, включая процессуальные, гражданские и административные, нарушение которых в любом случае влекло уголовные санкции. Начиная с эпохи Чжаньго (V–III вв. до н. э.) 刑 син все чаще используется в значении «кара, казнь, наказание», это название начинают относить к сфере наказаний, в результате чего в законодательной системе 刑 син трансформи- руется в «уложения о наказаниях», то есть акты, регулировавшие уголовные и уголовно-процессуальные отношения с подробным описанием различных видов членовредительских по своей сути наказаний, включавших 肉刑 жоу син «телесные наказания» и 死刑 сы син «смертную казнь». Были детально разработаны формы внесудебного разрешения споров, позволявшие конфликтующим сторонам избежать «потери лица» из-за огласки конфликта и осуждения со стороны общества путем разрешения спора без обращения в судебные инстанции. Нормы обычного права, регулировавшие различные аспекты социальных отношений, существовавших на общинном уровне, на ранних этапах в письменную форму системно не облекались, хотя в отдельных княжествах правовые акты, регулировавшие те или иные аспекты социальных или имущественных отношений или устанавливавшие правовые основания для этих отношений, принимались и имели именно документаль- ную форму.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=