XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция VII 354 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки отсутствовал. Сопоставляя даты, можно предположить, что кипу находился в западном походе или в Вавилоне. В административном документе YOS XVII, 207 Нинурта-шар-уцур, кипу храма Эанна, является получателем (пере- даточным звеном) довольно крупной суммы — одной мины 6 сиклей сере- бром, предназначенной некоему Убар-Набу, царскому придворному ша-реши и одновременно (?) гонцу какого-то администратора, чья должность начертана писцом с большими ошибками ( бель пикитти ?). Дата слегка повреждена, но близка к указанной выше: месяц адару(?) 16-го года Навуходоносора II, то есть весна 588 г. до н. э. 1 Далее в письме из Эрмитажа царь беспокоится о фундаменте ( uššu ) храма Эанна, но пишет он так: «По поводу фундамента Владычицы моей высокой…», имея в виду, очевидно, богиню Иштар — Владычицу Урука. Можно понять, что царь послал в Урук своего гонца; он просит администраторов не лениться. Интересно, что проблемы укрепления фундамента храма Эанна обсуждались и в более раннем письме под номером 5 в издании Эбелинга 2 . Следует отметить личное отношение царя именно к этому храму и божествам Урука. Теперь известно, что семья Навуходоносора II происходила из этого города и в юности он был назначен своим отцом Набопаласаром проходить, так сказать, школу администратора в храме Эанна 3 . Тогда наследник носил краткое имя Кудурру, совпадавшее с именем его деда, чья деятельность в Уруке приходилась на период владычества Ассирии. Несмотря на повреждения в тексте письма, на традиционное отсутствие в письмах даты, удается извлечь из этого уникального документа интересную информацию. Шелестин В. Ю. (ИВ РАН, Москва) Топонимическое наследие хеттской эпохи в Куэ 4 Страна Куэ (в вавилонских источниках—Хуме) занимала в первой половине I тыс. до н.э. Киликийскую равнину, а ее история, как и история Киццувадны, располагавшейся на той же территории во II тыс. до н.э., известна преимуще- ственно по иноземным источникам—прежде всего, новоассирийским царским 1 О деятельности кипу Нинурта-шар-уцура см.: Kleber K. Tempel und Palast. Die Beziehungen zwischen dem König und dem Eanna-Tempel im spätbabylonischen Uruk. Münster: Ugarit-Verlag, 2008. S. 119–123. 2 YOS III 5:11. 3 Jursa M. Die Söhne Kudurrus und die Herkunft der neubabylonischen Dynastie// Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale . Vol.101/1 (2007). P. 125–136. 4 Исследование выполнено по гранту Президента Российской Федерации МК-6693.2018.6 «Заселение Киликийской равнины в зеркале топонимики».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=