XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 322 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Соболев В. Г. (ФМО СПбГУ, Санкт-Петербург) Российское и западноевропейское образование для мусульман в конце XIX — начале ХХ века: «культурные трансферы», «бремя белого человека», обмен колониальным опытом или русский «Sonderweg»? В XIX веке важной составной частью колониальной политики западных держав становится политика в области образования, которая часто заклю- чалась не только в создании особых школ для «туземцев», но и сочеталась с христианской миссионерской деятельностью. Завоевав обширные террито- рии на Кавказе и в Центральной Азии и столкнувшись с новыми проблемами в мусульманских регионах Поволжья, Россия, кажется, не стала исключением из этого правила. Некоторые исследователи, в частности Р. Джераси 1 и В. О. Бобровников 2 , указывают на прямые заимствования русской администрацией французского опыта в Алжире в вопросах распространения образования среди мусульман и вообще ведения «колониальных» дел. С одной стороны, русские чиновники министерства внутренних дел (МВД) и народного просвещения (МНП) были хорошо осведомлены о положении дел не только во французском Алжире, но и в британской Индии. С целью лучшего знакомства с европейским опытом были организованы специальные командировки в СевернуюАфрику и Индию. В разное время чиновники министерства народного просвещения посещали Францию, Великобритания, Турцию и Египет, чтобы познакомиться с системой местного образования, о чем свидетельствуют материалы фондов Российского государственного исторического архива (РГИА) и опубликованные сообще- ния в журналах МНП. На обмен подобным опытом уже указывали известные отечественные востоковеды, в частности Н. Н. Дьяков. 3 В то же время, о прямом заимствовании, а тем более о буквальном вос- производстве на практике французской системы образования для туземцев едва ли может идти речь. Русско-туземные школы, возникшие в Туркестане в 1870–1880-е гг., более всего походили на те арабо-французские школы (école arabe française), которые были учреждены декретом 14 июля 1850 г. в период Второй республики. Дальнейший французский и, тем более, 1 Джераси Р. Окно на Восток: империя, ориентализм, нация и религия в России. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 2 Бобровников В. О. Русский Кавказ и французский Алжир: случайное сходство или обмен опытом колониального строительства? // Imperium inter pares: роль трансферов в истории Российской империи (1700–1917). Сб. ст. под ред. М. Ауст, Р. Вульпиус, А. Миллер. М., 2010. С. 182–209. 3 Дьяков Н. Н. Младоалжирцы и антиколониальная борьба в Алжире на рубеже XIX-XX вв. М., 1985. С. 170.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=