XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция VI 312 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Мазар-падишах, вследствие чего Далак принимает мусульманскую веру. Затем х в аджа направляется в Кумул, где встречается с аулийа’ Хадрат-и Мир Саййид Джалил Кашгари и жениться на его дочери. От этого брака рождаются три сына и две дочери. Старшего сына звали Хидайат Аллах-х в аджа, по прозвищу Афак- х в аджа. Второго сына звали Х в аджа ‘Инайату-л-лах, по прозвищу Карамту-л- лах. Третьего—Х в аджа Вилайату-л-лах, по прозвищу Кана‘ату-л-лах. Старшую дочь звалиШах-бигим, младшую—Мах-бигим. Как повествуется в сочинении, Саййид Афак-х в аджа родился в Кумуле. Однако в « Диван-и Машраб » отмеча- ется, что х в аджа родился в селении Дахбид Самаркандского уезда 1 . Автором « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » внесен эпизод, где посред- ством сна передается повеление пророка Мухаммада. Так, согласно источнику, однажды во сне к Хадрат-и Х в адже Мазар-падишаху явился пророк Мухаммад и велел ему отправиться в Могулистан. В то время х в аджа находился в тем- нице Фаранги, где он пробыл шесть месяцев. Далее сообщается, что Х в аджа Мазар-падишах отправился в Турфан. Согласно «Диван-иМашраб», после долгого путешествия Хадрат-и Х в аджа Мазар-и падишах, прибыв из Йарканда в Йанги-Хиссар, заболел и умер там. Его тело перевезли в Кашгар в 1063/1652 году и похоронили в местности Йагду 2 . По словам автора « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа », перед смертью Х в аджа попросил своих мурид ов и Афак-х в аджу похоронить его тело в Кашгаре 3 . После похорон отца, двенадцатилетний Афак-х в аджа вернулся в Йарканд, правителем которого в то время был Йулбарс-хан. В Кашгаре жила дочь дяди Йулбарс-хана Мирзы Абу-л-Хади-бика, внучка Мирзы Абакри (?). Хан решил выдать ее за Афак-х в аджу. По словам автора « Тазкира-йи Саййид Афак- х в аджа », Хадрат-и Афак-х в аджа был вынужден жениться на малик е. От этого брака родились два сына: Х в аджа Йахйа-хан-х в аджа и Х в аджа ʻАбд ал-Мухам- мад-х в аджа 4 . Однако по сведениям «Анис ат-талибин», Йулбарс-хан выдал за Афак-х в аджу свою тетку Шахзаде-Махим (дочь Абу-л-Хади Макрита) и стал его последователем и приверженцем 5 . В « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » повествуется о проповеди ислама и его традиции Афак-х в аджой среди населения Чина. Он побывал в таких городах как Салар, Манджур. Затем Афак-х в аджа вернулся в Кашгар. В сочине- 1 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа , инв. № 940. Л. 19 а –22 а ; Дивана-и-Машраб. Жиз- неописание популярного представителя мистицизма в Туркестанском крае. С тюркского перевел и снабдил примечаниями Н. С. Лыкошин. Самарканд: Типо-литография т-ва «Б. А. Газаров», 1910. 2 Диван-и Машраб . С. 10. 3 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа , инв. № 940. Л. 35 б –37 а . 4 Там же, л. 36 б –37 б . 5 Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника / Критический текст, перевод, комментарии, исследование и указатели О. Ф. Акимушкина. 2-е изд. СПб: Петербургское лингвистическое общество, 2010. С. 291.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=