XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 311 горцы также владели землями в Файзабаде около Кашгара, Токкуз-кенте около Йаркенда, Аксарае возле Хотана и в Ак-яре — в Аксу. Вражда этих группиро- вок восходила к соперничеству двух братьев, которые были их основателями. Старший из 13 сыновейМахдум-и Аʻзама—Мухаммад Амин вошел в историю как ходжа Ишан-и Калан. С ним за духовное, а еще более политическое насле- дие отца боролся его брат — Мухаммад Исхак-вали. По именам основателей две ветви ходжаган назывались: ишкийа (позднее — белогорцы), исхакийа (позднее — черногорцы). Согласно сведениям из исторических сочинений, Хасан-ходжа (сын Аппак-ходжи) был отравлен в Средней Азии, в Хисаре, в селении Кара-таг, своим родственником ходжой Кара-таги 1 . Ю. Г. Барановой выдвигалось мнение, что имя совершившего убийство представителя ишкийа переносится народом на название партии исхакийа в качестве отрицательного эпитета и впоследствии, как антипод этому названию, закономерно появился термин актаглик . Актаглик и прочно обосновались в Кашгаре, тогда как каратаглык и имели своей резиденцией Йаркенд. Черногорца ходжу Данийала народ называл также ходжам Падшах . На обширных территориях Западного и Восточного Туркестана развернулась борьба этих орденов, которая не утихала и при правнуках ходжи Ишан-и Калана и ходжи Исхака-Вали 2 . Как отмечается в « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа », со временем зависть Х в аджи Исхак-Вали (сын Биби Кашгари, являвшейся потомком кашгарского правителя Султана Сатук Бугра-хана) к Ишан-и Калану настолько возросла, что он решил избавиться от своего брата. Однажды Х в аджа Исхак-Вали пригласил Ишан-и Калана в гости и отравил его. Мухаммад Амин, вернувшись домой, позвал своего сына Мухаммад Йусуф-х в аджу, известного как Х в аджа Мазар-и падишах. Он рассказал своему сыну о происшествии в доме брата и умер. Похоронив отца, Хадрат-и Мухаммад Йусуф-х в аджа отправился в хаджж . На обратном пути х в аджа распространил ислам среди населения Фаранка, Суджура, Салара, Йарканда, Йанги-Хисара, Кумула, Турфана и др. 3 По пути он останавливается в г. Салар, все население которого были мусуль- манами. Далее повествуется о том, что Х в аджа Мазар-и падишах остановился в местности Ланджур (Линджур?) города Манджур. В сочинении повествуется о демонстрации караматов Хадрат-и Х в аджиМазар-падишаха и некого Далака. Как повествуется в источнике, одерживает верх в состязании Хадрат-и Х в аджа 1 Думан Л. И. Аграрная политика цинского (маньчжурского) правительства в Синь- цзяне в конце XVIII века. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1936. С. 64–65. 2 Баранова Ю. Г. Из истории освободительной борьбы уйгурского народа в первой половине XVIII века // Актуальные проблемы советского уйгуроведения: Материалы I Республиканской уйгуроведческой конференции. Алма-Ата: Наука, 1983. С. 239–240; Зотов О. В. Китай и Восточный Туркестан в XV-XVIII вв. (межгосударственные отношения). М.: Наука, 1991. С. 107; «Тарих-и Кашгар». СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. С. 10, 25. 3 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа , инв. № 369. Л. 5 б –6 б .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=