XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 310 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки в войлочной одежде по велению Аллаха преподнесли ему « либаси кутбий- йат » — «одежда полярности», а также о достижении степени кутб ал- ʻ алам 1 . В отличие от сведений, приведенных в « Тазкира-йи Бугра-хан », пишется, что Х в аджа Кутб ад-дин Ираки прожил 120 лет. Следующее сочинение « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » посвящено религиозному и политическому деятелю Восточного Туркестана XVII века — Саййиду Афак-х в адже — представителю белогорской ветви Х в аджаган . В данном источнике повествуется история популярного в мусульманском мире суфия братства Х в аджаган-Накшбандийа — саййид Ахмада б. Джалал ад-дин ал-Касани ад-Дахбиди (ум. в 1542 г.), больше известного под своим почетным прозвищем Махдум-и А‘зам, и его потомков. Анонимный автор « Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа » возводит Х в аджу к Пророку. Эта информация встречается и в « Хидайат-нама » Мир Хал ад-дин катиба ал-Йарканди, в котором духовная и физическая генеалогии Афак-х в аджи через 26 колен восходят к пророку Мухаммаду 2 . После смертиМахдум-и А‘зама между его потомкамиМухаммад Амин (ум. в 1597/8 г.) и Мухаммад Исхак-Вали (ум. в 1599 г.) началась кровопролитная борьба за власть в Восточном Туркестане 3 . Начало соперничества Х в аджаган в « Тазкира-йи Саййид Афак-х в ажда » повествуется следующим образом: «За год до своей смерти Махдум-и А‘зам публично провозглашает своим преемником Мухаммад Амина (Имин-х в аджу). После смерти суфия Ишан-и Калан занял место отца и продолжил деятельность тарикат а, распространяя ислам 4 . Согласно « Байан-и аулад-и Хадрат-и Махдум-и А‘зам », старший сын Махдум-и А‘зама от брака с Биби Касани — Махаммад Амин был женат на дочери Х в аджи Ислама Джуйбари (ум. в 1563 г.) 5 . Соперничество белогорцев ( ак-таглик ) и черногорцев ( кара-таглик ) проис- ходило по политическим и экономическим мотивам. Как отмечает Л. М. Думан, ходжи, будучи советниками ханов, не могли не принять участия в политической борьбе за власть. В свою очередь ходжи получали от правителей земельные участки. Так, например, мечети Аппак-ходжи принадлежали близ Кашгара 43470 га пахотной земли, 48 пар мельничных поставов, 15 больших крестьян- ских дворов, а ходжеШади (сыну Исхака-Вали) принадлежала деревня, черно- 1 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки , л. 58 б –59 а . 2 Katalog Sufischer Handschriften aus der Bibliothek des Instituts für Orientalistik der Akademie der Wissenschaften, Repablik Usbekistan. Stuttgart: Steiner, 2002. Р. 74. 3 Там же. С. 75. 4 Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Рукопись Национальной библиотеки Калькутты. Инв. № 940. Л. 5 а –5 б ; Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Рукопись из коллекции Г. Ярринга. Инв. № 22. Л. 3 б –4 а ; Тазкира-йи Саййид Афак-х в аджа . Рукопись из коллекции Г. Ярринга. Инв. № 369. Л. 4 б –6 а . 5 Katalog Sufischer Handschriften. P. 207.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=