XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 309 всего, Кутб ад-дин прибыл в Кашгар в XVI веке и речь идет именно о Мирзе Мухаммад Хайдаре. В « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки » делается акцент на то, что Кутб ад-дин завоевал уважение населения Кашгара и стал собеседником падишах а, что вызвало негодование кади Надж ад-дина и муфтия Абу ал-Бака. Посред- ством отношений Кутб ад-дина между падишах ом и его приближенными автор сочинения смог передать то влияние, которое имел суфий братства Накшбан- дийа 1 . Идею сближения с правителями впервые выдвинул ʻУбайд Аллах бин Махмуд Насир ад-дин аш-Шаши, более известный как Х в аджа Ахрар (1403– 1490)—глава суфийского братства Накшбандийа, широко известный в Средней Азии проповедник суфизма (мусульманского мистицизма). При последних Тимуридах, захватив политическую власть, он сыграл крупную реакционную роль в политической жизни Средней Азии XV века. Х в аджа Ахрар считал, что нужно общаться с «властителями и завоевывать их души, выполняя тем самым предназначение ислама» и использовать это влияние для защиты «мусульман от злой воли угнетателей». В этом мнении Х в аджи Ахрара прекрасно представлена идеология х в аджей Накшбандийа . Став главою этого тарикат а, он определил «всю дальнейщую социально- политическую и экономическую деятельность» братства Накшбандийа , вел политику служения народу с помощью влияния на правителей. Сам Х в аджа Ахрар был наставником Султана Ахмад-мирзы, наследника самаркандского престола. Оказывал поддержку отцу своего мурид а Тимуриду Абу Саʻиду, вел миротворческую деятельность. В частности, благодаря вмешательству Х в аджи Ахрара, под Шахрухией пришли к миру три правителя — самарканд- ский Султан Ахмад, ферганский Шейх ʻУмар и ташкентский Султан Махмуд. Во времена Х в аджа Ахрара миссионерская деятельность стала важной частью идеологии братства Накшбандийа, о чем свидетельствует взаимоотношения с правителем Могулистана Йунус-ханом (1468–1487) 2 . После ухода из Кашгара, Кутб ад-дин стал обустраивать ханак у в местности Джидахун, состоящей из 40 келий. В « Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки » отмечается, что он ушел из г. Кашгар в пустыню со ста тридцатью мурид ами. Воспитанием этих учеников внешне ( захир ) занимался Х в аджа Кутб ад-дин, тайно ( батин ) занимался совершенствованием их знания Хазрат-и Адам сафи Аллах, тем самым они достигли степени увайс а. За свою жизнь Х в аджа Кутб ад-дин занимался воспитанием десяти тысяч учеников, из них тридцати двух он воспитывал по традиции Увайсийа и довел до своего уровня. В изучаемом сочинении сообщается о достижении х в аджой степени кутб ал-‘алам : четверо 1 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки, л. 53 а , 118 а –118 б 2 Каримов Э. Э. Ахрар // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энци- клопедический словарь / сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2006. С. 44–45.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=