XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 308 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Пятый фасл парижского списка « Тазкира-йи Бугра-хан » посвящен житию шейха- увайсийа Кутб ад-дина. Согласно данному разделу, он был инициирован духом пророка Нуха и являлся его потомком. Он общался с душой пророка Мухаммада посредством сна, достиг степени кутб ал-‘алам . Также повеству- ется о том, что шейх Кутб ад-дин в качестве вознаграждения был удостоен богатством двух миров и белой одежды кутубийат , которая смыла все грехи х в аджи . Его наставления получили 60 мурид ов 1 . Как отмечается в «Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки» отец Х в аджи Кутб ад-дина скончался, когда он был еще мал, воспитанием его занималась мать. Первое время он работал хаммал ом (грузчиком), затем кирайакаш ем (возчиком). Однажды х в адже из гайб а приходит весть об отправлении в Кашгар, и он направляется в указанное место через пустыню. В пустыне, где х в аджа скитался в течение 10 лет, он встречает своего наставника Хадрат-и Хыдр. В большинстве сочинений Хадрат-и Хыдр появляется перед путником в образе « нурани »—лучезарного старца. Он занимался передачей знаний Кутб ад-дину, пока тот не достиг возраста 41 года. Только после того, как х в аджа достиг совершенства в знании, он отправляется в сторонуМогулистана и идет в страну, называемую Кашгар». Это веление Всевышнего передает Кутб ад-дину Хаз- рат-и Хыдр. В этом велении подчеркивается, что в Кашгаре много молодых людей, храбрецов ( шир мәрдләр ), страдающих [в поисках знания] свободных мужчин ( дәрдкәшидә азадә мәрдләр ), достойных и готовых к совершенство- ванию их знания. Эта обязанность возлагается именно на Кутб ад-дина 2 . Наставничество Хадрат-и Хыдра указывает на то, что Х в аджа Кутб ад-дин являлся увайс ом. В качестве доказательства о его святости, автор приводит как пример зикр , упоминающийся в « Нафахат ал-унс мин хадарат ал-кудс » ‘Абд ар-Рахмана Джами 3 . Как указывается в сочинении, в те времена при правителе Кашгара пребы- вал Амир Хайдар Гуракан: «Итак, в то время в резиденции монарха Кашгара был Амир Хайдар Гуракан из чингизидов» 4 . Если принять к сведению, что Мирза Мухаммад Хайдар правил в Кашмире, о чем пишет он в своем труде «Та’рих-и Рашиди», что этот трактат завершен в «последний день месяца зу-л-хиджжа 952 (3 марта 1546) года в прекрасном Кашмире», когда «прошло пять лет от восшествия на престол сего раба Мухаммад Хайдара б. Хусайн Гурагана, известного среди друзей как Мирза Хайдар Гураган» 5 , то вероятнее 1 Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись Национальной библиотеки Парижа. Шифр «Suppelment turc 1286». Л. 116 б –118 б . 2 Там же, л. 40 а –41 б . 3 Тазкира-йи Х в аджа Кутб ад-дин Ираки. Рукопись ИВР РАН, шриф 737. Л. 9 а –9 б , 20 б , 31 а . 4 Там же, л. 50 б . 5 Мирза Мухаммад Хайдар. Тарих-и Рашиди. Ташкент: Фан, 1996. С. 185.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=