XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 305 Увайси нельзя стать по собственному желанию. Решение об этом прини- мается свыше, и затем Хыдр или другой дух увайси направляются с целью передачи духовного знания богоизбранному. По мнению ученого, эта традиция обслуживает пассивный путь непосредственного переживания божественного знания ( джазба ). Определение увайси А. А. Хистамулиным дается следующим образом: мистик- увайси — это отмеченный печатью богоизбранности и уже установивший незримую духовную связь с божественным, но—живущий сам по себе до тех пор, пока не находит здравствующего наставника и не включается им в другую традицию передачи духовного наследия 1 . Духовное унаследование силсила в домусульманской Центральной Азии традиции увайсийа , по мнению Дж.С. Тримингэма, было известно под названием бурхийа , по имени его осно- вателя—баба Бурха. В исламе его стали называть по имени йеменского совре- менника и мурид а Пророка. Статус данной традиции — в отсутствии земного наставника и наличии духа из почивших пророков и «святых» 2 . История распространения ислама среди тюркских народов Восточного Тур- кестана начинается с момента прибытия в г. Кашгар наставника караханидского правителя Султана Сатук Бугра-хана Гази—саманидского принца Х в аджи Абу Насра Самани. В труде Ч. Ч. Валиханова уделено место тазкира , повествую- щего о житии Хадрат-и Х в аджи. Как отмечает ученый, в X веке нескольким мусульманским проповедникам, из которых более известнышейх Хасан-Басри и Абу Наср Самани, удалось обратить в ислам ханов кочевых орд, которые владели городами Восточного Туркестана. Эти ханы были до такой степени сильны, что разрушили владычество Саманидов в Мавераннахре. Х в аджа Абу Наср Самани отлично знал Кур ’ ан, неукоснительно исполнял законы и был знаком с государственным управлением 3 . В « Тазкира-йи Бугра-хан » дата приезда Х в аджи Абу Насра Самани в Кашгар не указана. Согласно сведениям данного источника х в аджа со своим сыном Х в аджой Абу-л-Фаттахом направляются в сторону Туркестана во главе 300 кара- вана для встречи с будущим героем тюркского народа. Они побывали в разных городах, а когда прибыли в Андижан, то узнали, что у кашгарского хана есть сын по имени Сатук Бугра-хан 4 . В «ал-Мулхакат би-с-Сурах» Джамаля ал-Карши прибытие Х в аджи Абу Насра Самани описывается следующим образом: «Угулчак Кадыр-хан, брат 1 Там же. 2 Там же. С. 113. 3 Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в 5 т/ / Под ред. А. Х. Маргулана. Т. I. Алма- Ата: Изд-во АН КазССР, 1961. С. 179–180. 4 Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ УзР, инв. № 1818. Л. 32б–33а; Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ УзР, инв. № 1991. Л. 41б–42а; Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ УзР, инв. № 5531. Л. 31б–32а; Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВ УзР, инв. № 862. Л. 41а; Тазкира-йи Бугра-хан . Рукопись ИВР РАН, шифр B 731 (589 dd). Л. 42б–43а.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=