XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция VI 300 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки ближе к Фархаду и Маджнуну» ( Қилди Фәрһад бирлә Мәҗнунғә мени мәқрун фирақ ). В газели с радиф ом « қилмақ » он обращается к Ширин: Қаздим әй Шерин сәнәм ғәм тағини тирнағ илә Нәйлайин мән болмадим тағиңдә Фәрһадиң сениң. Ногтями рыл я гору грусти, эй, красавица Ширин! Как мне быть, ведь я не смог стать твоим Фархадом в твоих горах? Свои страдания и муки поэт считает недостаточными для приближения к Создателю, и поэтому утверждает, что несмотря на то, что он «рыл ногтями гору печали», все же не смог стать Фархадом, который «прорыл канал ради красавицы Ширин». Основная идея поэта заключается в том, что именно любовь ( ʻ ишқ ) ведет человека к достижению цели на пути познания Истины, и именно она помогает вынести все страдания. Более ранние поэты иногда в своих стихах обращаются к Мессии. Этот образ часто встречается в поэзии таких предшественников Хушхала Гариби, как Алишер Навои, Саккаки, Саʻид и др. По мнению Е. Э. Бертельса, именно пророк ‘Иса, обладавший даром « чудотворного врача » и способный дунове- нием воскрешать мертвых, стал прототипом образа Мессии в поэзии Востока 1 . В газели Хушхала Гариби с радиф ом « қилмақ » возлюбленная также названа Мессией: «Если мойМессия произнесет слово, то им вылечивает» ( Мәсиһайим кәлам әйтса ениң бирлә дәва қилмақ ). Таким образом, первое полустишие, которое сравнивает дыхание, а тем самым и речь красавицы с чудотворной силой пророка Исы, целиком соответствует традиции. Как уже было сказано в «Диван» Хушхала Гариби включены также стро- фические стихотворения — мухаммас ы. В поэзии мусульманского Востока существовала традиция создавать тахмис ы, добавляя свои стихи к чужим, тем самым дополняя содержание оригинального текста. Сохранение рифмы являлось обязательным требованием. Согласно традиции, первые три строки тахмиса принадлежали автору тахмиса, а остальные две строки — автору стихотворения, легшего в его основу. Первая строфа имеет единую рифму, а последняя строка всех последующих строф рифмуются с первой строфой, остальные четыре строки каждой строфы могут иметь иную рифму. Таким образом, схема рифмы мухаммас а выглядит так: ааааа , бббба , вввва и т. д. Мухаммас ы Хушхала Гариби посвящены воспеванию Создателя. Он, как истинный суфийский поэт, обращается к Всевышнему с мольбой не лишать его возможности вспоминать Его. Ради этой милости он готов даже жертвовать своей жизнью: 1 Бертельс Е. Э. Избранные труды. Навои и Джами. М: Наука, 1965. С. 48.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=