XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция VI 296 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Опринятии наставничествашайха ЛутфАллаха Кулаби поэт пишет: «Осчаст- ливлен честьюбыть собеседникомЛутфАллаха Кулаби (да помилует егоАллах!), я подал ему руку раскаяния» ( Шәйх Лутф Аллаһ Кулаби Рәһмәту-л-Аллаһ ‘әләй- һниң сөһбәт шәрифлариғә мушәррәф болуб инабәт дәстини аларғә бәрдим ) 1 . Факт выбора шейха в качестве наставника в приведенной цитате описан словами «подал руку раскаяния». Это выражение встречается в большинстве народных дастанов и описывает своего рода ритуальное действие: неофит « подает руку » (ладонями вверх) муршид у и берет на себя обязательство полностьюподчиниться его воле 2 . Далее поэт пишет, что долгие годы он служил своему муршид у, после чего ему было разрешено заниматься совершенствованием знаний мурид ов ( дин талиблариғә рәһбәрлик қилдим ) 3 . Это строка свидетельствует о том, что по про- шествии нескольких летХушхал Гариби сам стал наставником. Следует отметить, что роль наставника заключалась не только в совершенствовании знаний ученика, но и в помощи на пути нравственного очищения и пересмотра смысла жизни. Как пишет Хушхал Гариби, спокойное течение жизни в Кашгарии было нарушено репрессиями в отношении населения после подавления восстания. Вероятнее всего, здесь имеется в виду восстание против китайского влады- чества под предводительством Джахангир-ходжи, потомка Махдум-и Аʻзама, популярного в Центральной Азии суфия, который возглавлял тарикат Нак- шбандийа после смерти Х в аджи Ахрара: «Стали происходить разного рода беспокойства, затруднения. Много было сумятицы, мусульмане воевали с кафирами, поставив их в затрудни- тельное положение. Затем кафиры-негодники взяли верх, убивали мусульман безгранично, разграбили их имущество. Оставшихся мусульман подвергли безмерному угнетению, доводя их до отчаяния» ( Аманлиғ бәрһәм йәб бәла вә афәт түрлүк түрлүк рәнҗ күлфәтлар аңа йүзләнди. Бисийар ғулғуләһ болуб мусулманлар куффар бирләҗәң қилиб бу лә ʻ инлар әһвалини тәнг қилди. Ахир куффар набикарлар ғалиб болуб мусулманларни биһәдд өлтүрүб, мал амвалларини тараҗ қилди. Қалған мусулманларғә һәддидин фузун зәбунлуғ йүз анчә мунҗәрр мәһзунлуғ йүзланди ) 4 . Из-за ситуации, сложивщейся в Кашгарии, Хушхал Гариби был вынужден эмигрировать в Ферганскую долину вместе со своим муршид ом. Вторая поло- вина жизни и творчества поэта прошли в Кокандском ханстве. 1 Рукопись «Дивана» из приватной коллекции Ш. Х. Вахидова. Л. 5 б -6 а . 2 Бабаджанов Б. М. Хусайнийа (2) // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь // сост. и отв. ред. С. М. Прозоров. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. С. 432. 3 Рукопись «Дивана». Л. 6 б . 4 Рукопись «Дивана». Л. 6 б -7 а .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=