XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция VI 288 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки «Великий г(о)с(у)д(а)рь ц(а)рь и великии кн(я)ь Михаило Федоровичь всеа Русии самодержецъ и многихъ г(о)с(у)д(а)рствъ г(о)с(у)д(а)рь и обла- датель юргенской Исфендияръ вамъ великому г(с)с(у)д(а)рю челом бьетъ аргамакъ гнед В [т. е. 2] кожи бабровые с(ы)ну вашему г(о)с(у)д(а)рю ц(а)р(е)вичю кн(я)зюОлексеюМихаиловичю Исфендияр царь челом бьетъ солнечникъ бархатъ червчатъ В [т. е. 2] барсовые Посол его Эмин Багатыр вам великому г(о)с(у)д(а)рю челом бьет жеребецъ аргамачеи тимо булан с(ы)ну ж вашему г(о)с(у)д(а)рю ц(а)р(е)в(и)чю кн(я)зю Олексею Михаи- ловичю посол же челом бьет жеребецъ аргамачеи буръ иноход суздою и с седломъ и с тулунбасом» [РГАДА, ф. 134, оп. I, д. 3, лл. 149–150]. Государь, ознакомившись с подарками, через печатника и думного дьяка Ф. Ф. Лихачева «пожалуетъ посла велитъ позвать к руке и кладетъ на него свою ц(а)рскую руку» 1 [РГАДА, ф. 134, оп. I, д. 3, л. 151]. А Эмин Бахадир, быв у руки, «правил» от имени своего Исфендеяр-хана поклон и передал его просьбу. В ответе на эту речь царь спросил посла о здоровье хивинского хана»: «Исфендияр цар(ь) здорову л(ь)» [РГАДА, ф. 134, оп. I, д. 3, л. 152]. А посол, сказав про здоровье Исфендияр-хана, подал государю его грамоту. И государь велел грамоту принять печатнику и думному дьяку Ф. Ф. Лихачеву, указывая ему спросить посла, есть ли у него еще какие-либо приказы Исфендияр-хана. Тогда Эмин Бахатир ответил, что если бы были, то он бы сказал. Ф. Ф. Лихачев, выполняя дальше указания царя Михаила Федоровича, сказал послу следующее: «Великии г(о)с(у)д(а)рь ц(а)рь и великии кн(я)зь Михаило Федоровичь всеа Русии самодержецъ и многихъ г(о)с(у)д(а)рствъ г(о)с(у)д(а)рь и облаадатель велел тебе говорити которую грамоту подалъ еси н(а)ш(е)му ц(а)рскому вличеству г(о)с(у)д(а)ря своего Исфендияра ц(а)ря и что 1 Данные письменных памятников XVI-XVII вв. показывают, что обычай класть руку на посла применялся русскими царями только по отношению к мусульманским послам. А западным же послам московские государи давали целовать свои царские руки. Этот посольский обычай хорошо описан в ответной речи русского посланника Григория Васильчикова персидским посланникам, имеющейся в его статейном списке в Персию (1588–1589): «… коли бывают у государя (Федора Ивановича) нашего царского величе- ства отъ христианскихъ государей послы и посланники, отъ цесаря римского и короля литовского и отъ иныхъ хритианскихъ государей, и государь нашъ царское величество темъ посломъ и посланникомъ даетъ целовать свою царскую руку; а на басурманскихъ государей послов кладетъ руку. А государя нашего пословъ хритианские государи даютъ по тому же руку целовать, а басурманские государи кладутъ руки» [2, c. 93].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=