XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция VI 284 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки сомнения. Особенно в свете привлечения материалов китайских источников, с которыми классик отечественного востоковедения был знаком лишь в весьма несовершенных и неполных европейских переводах. Так, китайская династийная «История Сун» упоминает о посольствах из Кучи 1071, 1072 и 1096 гг., причем в последнем случае послы преподнесли китайскому императору «нефритового будду» 1 . Если бы инициаторами этих посольств были Караханиды, уже несколько лет господствовавшие над Кучей, это означало бы просто фантастический уровень веротерпимости с их стороны. Естественно, исходя из известного о Караханидах, это невозможно. Значит, говоря о том, что Куча «находится на границе с Уйгур», Махмуд Кашгарский не мог считать ее частью мусульманского мира, а воспринимал как город «неверных», находящийся за его пределами, но также и за пределами Гаочан- Уйгурского государства, т.е. Куча на тот момент была независимым буддийским государством. Именно так «История Сун» и описывает Кучу: «Куча — это одна из самостоятельных групп уйгуров. Глава их государства называет себя пра­ витель-лев ( арслан ), облачается в желтую одежду и [надевает] драгоценную шапку. Управляет государством совместно с девятью министрами. В столице государства есть рынок, но нет денег, обмен ведется на хлопчатобумажные ткани. Есть просо, пшеница, бахчевые культуры, фрукты. На запад до государства Даши («таджики», т. е. Караханиды) 60 дней пути, на восток до Сячжоу — 90 дней. [Государство] иначе называется «Уйгуры Сичжоу», или «Куча Сичжоу», или «Уйгуры Кучи» 2 . Упоминаемое в источнике «Сичжоу» обычно относится к Турфану, т. е. к гаочанскимуйгурам, вероятно, оазис был политически связан с гаочанскими уйгурами, но тем не менее не принадлежал им напрямую. Руководствуясь сведениями «Истории Сун», время полного подчинения Кучи Караханидам и ее исламизации следует отнести как минимум на 20 лет позже общепринятого. Кулмаматов Д. С. (УзГУМЯ, Ташкент) Прием и отпуск хивинских и бухарских послов русскими царями в XVII в. Торговые и дипломатические взаимоотношения Московской Руси со Средней Азией начались с образованием в первой половине XVI в. двух ханств — Бухарского и  Хивинского. Большая роль в установлении и раз- 1 脱脱。宋史。北京,1985。第40册。第14117页。 Тото. Сун ши. Бэйцзин, 1985. Т. 40. С. 14117. 2 Там же. С. 14123.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=