XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Источниковедение и историография центральной Азии к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 259 Китайские мусульмане, по представлениям турецкой печати, состояли из китайских тюрков и дунган. Турецкая пресса, основываясь на различных источниках, оценивала общее количество мусульман в Китае в пределах от 50 до 100 млн человек, которые исповедовали ислам ханафитского толка и в рели- гиозных делах склонялись к консерватизму и фанатизму. Анализ турецких газетных материалов относительно жизни, быта, веры, социального и общественного положения китайских мусульман показал, что турецкая общественность представляла своих собратьев по религии как жалких, иногда полудиких, невежественных людей, совмещающих ислам с язычеством. Невежество этих мусульман, долгое время лишенных возможности пользо- ваться достижениями исламской науки, намного превосходило, как утверждала турецкая пресса, даже невежественность бухарских мусульман. Турецкая пресса времен Второй Конституции, в основном, придерживалась идеологии единения мусульман и признания ими османского султана как халифа всех мусульман. Исходя из этого, она не упускала возможность особо отмечать случаи, когда китайские мусульмане выражали свои симпатии к османскому султану и рассматривали его как правителя всех тюркских народов. Исходя из идеологической ориентации конкретных турецких периодических изданий, авторы публикаций предлагали свои пути имплементации политики османского конституционного правительства в Центральной Азии и на Даль- нем Востоке. Они считали, что смена политического строя в Китае открывает для османского правительства огромные возможности для укрепления своих позиций в этом регионе. Кроме того, по мнению прессы, своевременные дей- ствия турецкого правительства могли бы содействовать облегчению социально- политического положения китайских мусульман. Однако вышеизложенные предложения турецкой печати не нашли своего прак- тического применения. Все усилия привлечь внимание османского правительства к проблемам китайских мусульман потерпели неудачу. Кроме того, османская общественность, которая пропагандировала исламские ценности и единение мусульман, практически бездействовала, за исключением единичных случаев, когда отправляла эмиссаров для решения проблем школьного обрзования. Абланова Э. А. (Каспийский ГУ технологий и инжиниринга, Актау) Геоэтническая история Мангистауского (Мангышлакского) региона в исследованиях ученых Русского географического общества Русское географическое общество — одно из известных географических обществ. В разные периоды оно имело разное название—Русское географиче- ское общество (1845–1850, 1917–1926), Императорское русское географическое
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=