XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Источниковедение и историография народов Кавказа к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 253 Схожую негативную реакцию у «этнических активистов» многие годы вызывает тезис о добровольном вхождении адыгов в состав Российского госу- дарства в XVI в.: он регулярно оспаривается на уровне публикаций в СМИ и дискуссий в социальных сетях. В качестве альтернативной версии вводится и распространяется концепция о имевшем место военно-политическом союзе между адыгами и русскими. Таким образом, в настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике и на Северном Кавказе в целом можно говорить о двух наиболее выраженных тен- денциях в формировании исторической памяти: с одной стороны — попытки этнических активистов привлечь большее внимание к событиям и эпизодам Кавказской войны с целью героизации того периода, с другой — стремление региональных властей сместить акцент на нейтральные темы для снижения межэтнической напряженности. Однако памятные даты, инициированные как «сверху», так и «снизу», на данный момент так и не стали массовыми. Фарзалиев А. М. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) « Истималат-наме » как источник по истории Южного Кавказа « Истималат-наме » как письменный источник появился в XVI веке в ходе османо-сефевидских войн. Слово « истималат », означающее по-арабски уступ- чивость, привлечение, заманивание, с добавкой « наме » превратилось старани- ями турецких кятибов в особый вид деловой переписки. Это было письменное предложение согласиться на безоговорочное подчинение и оказание помощи османской армии в войне с Сефевидским государством. В « истималат-наме » указывалось полное имя адресата, его регалии, отношение к османам его и его предков, цель обращения и, в случае согласия адресата на предложение османов, обещались награды и поощрения. « Истималат-наме » представляли собой два вида посланий. Первые отправлялись дружественным правителям соседних с османами государств Южного Кавказа. От них требовалось прислать ответное письмо с уведомле- нием о готовности оказать помощь османской армии в нужном объеме. Вторые же отправлялись недружественным странам с требованием покорности, от них ждали ответного письма под названием « итаат-наме » («повинная грамота»). Этим письмом о покорности они изъявляли согласие на покровительство Османской империи. Такого рода « истималат-наме » были отправлены пра- вителям Ширвана, Грузии, Дагестана, Табасарана, Нахичевани, Крыма и др. В качестве примера приводим ниже текст одного из « истималат-наме », отправленного в адрес правителя Кахетии Александра II главнокомандующим османской армии Лала Мустафа пашой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=