XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография  народов Кавказа к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 239 Л. Н. Толстой делает ремарку: «Это были могилы джигитов» 1 . Значки и могилы кавказских воинов также являются символами, отличительными признаками национальной принадлежности (этносимволами). Таким образом, этносимвол, обладающий потенциально неисчерпаемой смысловой глубиной, открывает исследователю возможность познания идейно-концептуальных основ социокультурных явлений и процессов в их историческом развитии. Дзуганов Т. А. (ИГИ КБНЦ РАН, Нальчик) Черкесская работорговля в XIII–XV вв.: проблемы историографического дискурса Одной из наименее изученных проблем современного кавказоведения остается вопрос о «черкесской работорговле» в Средние века. Как правило, под этим определением подразумевается не только торговля захваченными пленниками, но и собственными детьми и родственниками. Мнение о широком размахе работорговли базируется на сообщениях европейских путешественни- ков и поверхностном анализе нарративной документации массариев генуэзской Каффы — главного невольничьего рынка в Причерноморье. Сложившееся к XX в., оно сохраняется в кавказоведческой литературе и по сей день. Не отрицая самого факта существования в Черкесии работорговли в указанный период, мы, тем не менее, ставим под сомнение достоверность интерпретации описываемых в этих документах событий. Большинство авторов, посещавших черкесские территории в тот период, прак- тически не упоминают о наличии развитой торговли невольниками и, в частности, собственными детьми. Проникновение европейцев в Зихию (Черкесию) происхо- дило в 30–40-е гг. XIII в. Первыми были венгерские миссионеры, затем—предста- вители дипломатических миссий, направленных Папой Римским ко двору ханов Золотой Орды (доминиканецЮлиан в 1340 г., Гильом Рубрук в 1253 г.). Никаких сведений о черкесской работорговле их записи не содержат. Впервые сообщения о работорговле у черкесов встречаются в воспоминанияхИоганнаШительбергера (1381–1440), который стал основоположником концепции черкесской торговли собственными детьми. Однако в основе ее — искаженная интерпретация этого социального явления. Вместе с тем, свидетельство И. Штильбергера имеет боль- шое значение для общего понимания данного феномена. Речь идет о бытовавшей в адыгском обществе в тот период традиции, которую условно можно обозначить как разновидность «социального 1 Толстой Л. Н. Набег. Рассказ волонтера // Собрание сочинений в 22 томах. М., 1979. Т. 2. 1885–1902. С. 25, 26.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=