XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 223 Пелевин М. С. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Первый трактат на пашто о политической власти Первым по времени текстом на языке пашто с развернутыми теоретиче- скими рассуждениями о сущности политической власти следует считать преди- словие хатакского вождя Афзал-хана (1665/66–1740/41) к его компилятивному историографическому труду «Украшенная драгоценностями история». Этот текст был написан Афзалом, видимо, в 1720–1721 гг. после временного пора- жения в войне с младшим братом Намдар-ханом за верховную власть в пле- мени. Надо полагать, именно события политической истории хатаков в течение нескольких десятилетий и личный опыт участия Афзала во внутриплеменных конфликтах начиная с 1681 г. определили концептуальный замысел его книги, сформулированный в предисловии в форме краткого политического трактата. В содержании этого текста просматриваются четыре смысловые части. В первой говорится о божественной природе власти ( iqtidār ) и ее субъек- тах — «государях» ( bādshāhān ). Утверждая идею богоизбранности госуда- рей, паштунский вождь проповедует логически вытекающий из этой идеи закон безусловного повиновения людей носителям власти. При этом Афзал делает акцент на нравственно-этических критериях легитимности власти: ее целью декларируется «служение людям» ( də khalqo khidmat ), а главными принципами — справедливость ( ʿ adl ) и милосердие ( i ḥ sān ). Условия избран- ничества здесь не называются, но в третьей части трактата перечисляются конкретные требования к претенденту на власть, в том числе принадлежность к знатному роду правящего сословия, безупречная репутация в обществе, местное происхождение ( wa ṭ anī ), зрелый возраст, административный опыт, ум и образованность. Самостоятельный пронумерованный перечень состав- ляют десять требований к моральным качествам законного правителя. Вторая часть трактата посвящена характеристике трех основных форм приобретения властных правомочий (зд. riyāsat ): «согласительной» ( ijmā ʿ ī ), «наследственной» ( mīrāsī или mawrūsī ) и «завоевательной» ( taghlībī ). Все три формы признаются легитимными. В заключительной четвертой части трактата Афзал рассуждает о причинах социальных потрясений и политических конфликтов, обращая внимание на необходимость поддержания баланса между тремя социаль- ными группами ( farīq ) — рядовыми подданными ( ra ʿ āyā ), знатью ( makh ṣ ū ṣ ān ) и армией ( sipāhīyān ). Вопрос о возможных книжных источниках влияния на политический дис- курс Афзал-хана остается открытым, поскольку сам он не приводит никаких конкретных ссылок за исключением фрагментов стихов его деда Хушхал-хана (1613–1689), а также нескольких дежурных цитат из Корана и общеизвестных примеров из мусульманской традиции. Однозначно можно говорить только о продолжении Афзалом как идейных, так и литературных традиций дидакти-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=