XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция иранистики памяти И. М. Стеблин-Каменского (1945–2018) к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 201 которые отражали природу, историю и быт Ирана. А. Севрюгин был автором большинства публиковавшихся в западных книгах и журналах фотографий Ирана в переходную историческую эпоху (1870–1930). Шах Наср ад-Дин был известен как реформатор, приверженец достижений европейской культуры и техники, неоднократно посещавший европейские страны. Мастер пользовался благосклонностью монарха, что давало широкие возможности для работы: ему были открыты те области частной жизни подданных шаха, которые были недоступны для других представителей профессии. Фотографии из собрания МАЭ представляют особую ценность, поскольку, как указывают исследователи, большинство работ А. Севрюгина было утеряно в сложный для страны период. Художник и этнограф Самуил Дудин происходил из семьи сельского учителя. В 1892–1897 гг. он учился в Академии художеств. В этот период, в 1895 и 1895 гг., он совершает первые экспедиционные поездки, где собирает вещевые и фотоколлекции, среди которых около 200 снимков архитектурных памятников Самарканда, сделанных им самим. После ряда успешных проектов с Кунсткамерой, в 1900 г. по инициативе В. В. Радлова С. М. Дудин отправляется в Среднюю Азию для сбора экспонатов для Этнографического отдела РМ. Эту работу он продолжает и во время второй командировки в следующем 1901 г. В 1909–1910 и 1914–1915 гг. С. М. Дудин был участником Российских Турке- станских экспедиций С. Ф. Ольденбурга. Основной обязанностьюС. М. Дудина в этих экспедициях было выполнение фотоснимков и графических работ. Среди туркестанских фотографий особое место занимает цикл снимков, сделанных в 1901 г. и иллюстрирующих этапы исполнения персами-шиитами ритуальных действий «во время праздника Шахсей-Вахсей», как указано в регистрацион- ных документах самим автором этих снимков. Корреспондент ЭО РМ Смбат Тер-Аветисян в 1894–1898 гг. учился в семинарии в Эчмиадзине, а затем продолжил образование по армяно-грузи- но-персидскому разделу факультета восточных языков. В 1902–1904 гг. он был командирован в Иран. Результатом его поездки стал известный «Каталог армян- ских рукописей церкви Всеспасителя Новой Джульфы», рекомендованный к печати Н. Я. Марром. В этом каталоге С. Тер-Аветисян описал 600 армянских рукописей. Еще он составил каталог 300 манускриптов из новоджульфийской церкви Св. Стефана Первомученика. Не менее важным, хотя и менее извест- ным результатом командировки С. Тер-Аветисяна стало приобретение им для Русского музея одной фотоколлекции и четырех вещевых коллекций (РЭМ, колл. № 291, 292, 293, 294), которые в 1902–1903 гг. были зарегистрированы в музейных книгах описей иранистом К. А. Иностранцевым, одним из круп- нейших востоковедов начала XX в. Первая из указанных вещевых коллекций — смешанная, одновременно представляющая традиционную культуру персов и армян (103 предмета), вторая коллекция представляет только армянскую культуру (22 предмета),

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=