XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Источниковедение и историография Османской империи и республиканской Турции к 150-летию академика В. В. Бартольда (1869–1930). Ч. 1 159 политической силой в Турции зачастую лишь отрывочно упоминалось 1 . Смена идеологических парадигм и открывшиеся в 1990-х гг. архивные фонды позво- лили начать процесс переоценки сотрудничества младотурок и советского правительства 2 . Вместе с тем, вопрос о ходе, причинах и подоплеках и итогах этого сотрудничества остается малоисследованным. Входе работыв РГАСПИи вУРАФФСБ автору доклада удалось ознакомиться с рядом документов, которые проливают свет на роль младотурок в советско-ту- рецких отношениях в 1919–1921 и подходы советских руководителей к сотруд- ничеству с ними 3 . Выявленные материалы позволяют сделать вывод о том, что в указанный период младотурки рассматривались советским руководством как альтернатива правительству Мустафы Кемаля. Этот подход был обусловлен сведениями о сильной подпольной партийной организации, которой обладали младотурки, нестабильным военно-политическим положением ангорского (анкарского) правительства, широкими связями младотурок в мусульманском мире, которые большевики планировали использовать в своих целях, а также определеннымнедоверием кМустафе Кемалюкак союзнику в борьбе сАнтантой. Гегамян В. Г. (Ереванский ГУ, Ереван) «Рэис Р. Т. Э.»: Культ личности и исламский национализм в современной Турции В Турции в течении последних двух десятилетий национальная идентич- ность и трактовка ислама и секулярности потерпели радикальные изменения. Исследователи этого вопроса предлагают тезис об образовании новой доми- нантной идентичности — исламского национализма (Muslim nationalism). Несмотря на то, что эти исследования рассматривают основные политические и культурные трансформации в Турции с точки зрения национальной иден- тичности, однако малоизученным остаются другие важные аспекты, такие как культ личности и персонализация политики. В результате авторитарного сдвига в турецкой политике возросла роль культа личности Эрдогана, который создается в течении последних нескольких лет. 1 См., например: Хейфец А. Н. Советская Россия и сопредельные страны Востока в годы гражданской войны. С. 109–110. 2 Казанджян Р. Большевики и младотурки: новые документы о российско-турецких отношениях (1920–1922 гг.). М.: ИВ РАН, 1996; Тихонов Ю. Н. Джемаль-паша в Афга- нистане и Советской России в 1921–1922 гг. Новые архивные документы // Восточный архив. № 2 (22), 2010. С. 50–62; Шерстюков С. А. Энвер-паша, Джемаль-паша и Тала- ат-паша между Москвой и Берлином (1918–1922) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность, 2018, № 4. С. 55–69, и пр. 3 Например, см.: РГАСПИ. Ф 85(С). Оп. 1. Д. 98. Лл. 1–19об. и пр. Центральный архив ФСБ РФ. Ф. 1. Оп. 6. Дд. 446–450.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=