XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1

Секция II 136 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки Говорят: «В Басре есть четыре знатные семьи, подобных которым нет в Куфе: семья Банӣ Мухаллаб, семья Банӣ Муслим ибн Амр ал-Бāхилӣ от Кайса, семья БанӣМисмаʽ от Бакра ибнВāʾиля и семьяАль ал-Джарȳд от ʽАбд ал-Кайса <…>». Лукьянов Г. В. (НИУ ВШЭ, Москва) Ливийская революция 1969 г. в советской и российской историографии: эволюция представлений и подходов к осмыслению В первый день осени 1969 г. в Ливии произошло событие, коренным обра- зом изменившее весь ход истории этой североафриканской страны. Революция 1 сентября ознаменовала собой первую в истории объединенного ливийского государства успешную попытку насильственной смены государственной власти. Передав разобщенный и истощенный по итогам многолетней ино- странной оккупации социум под руководство молодого и амбициозного лидера Муаммара Каддафи более, чем на 40 лет, она породила один из наиболее дол- говечных политических режимов в современной истории Северной Африки и Ближнего Востока. Но в то же самое время она заложила и глубоко укоре- нившуюся в ливийской политической культуре традицию революционного, а не эволюционного пути развития общества и государства. В современных ливийских реалиях само понятие «революция» не ограничивается лишь прак- тикой политического транзита, а представляет собой глубокий политико-куль- турный феномен. Спустя 50 лет после событий сентября 1969 г. революционная политическая риторика, как и революционная модель легитимизации оказались не только естественными, но единственными эффективными инструментами политической мобилизации и консолидации населения. В условиях продолжительного социально-политического кризиса, берущего свое начало с событий «арабской весны» 2011 г., ключевые субъекты политиче- ского процесса на локальном и страновом уровне апеллировали исключительно к революционным идеалам и необходимости, подменяя ими закон и порядок мирного времени. «Революция 17 февраля» (2011) и «революция достоинства» (2014) продолжают оставаться ключевыми символами, к которым апеллируют правительства (в Триполи и Тобруке, соответственно), политические партии и общественные движения, военизированные группировки и отдельные поли- тики. Корни этого феномена ливийской современности скрыты в истории представлений о первой ливийской революции, свершившейся в 1969 г. В западной историографической традиции, частью которой является совет- ская и современная российская историография, представления о ливийской революции 1969 г., как и подходы к ее осмыслению, последовательно транс- формировались за прошедшие десятилетия.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=