XXX Международный конгресс ИИСАА. 19–21 июня 2019 г. Т. 1
Секция II 124 XXX Международный Конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки далеких предков в средиземноморские страны. Кроме того, массовый отток мусульманского и иудейского населения имел катастрофические послед- ствия для экономики Испании, что, в свою очередь, является неоспоримым свидетельством важности экономической и социальной роли обеих групп 1 . Герасимов И. В. (ВФ СПБГУ, Санкт-Петербург) Об исламизации Джабал Нуба: деятельность шейха Мухаммада ал-Амина ал-Кураши Судан в его современных границах на протяжении истории не представлял единого целого, и составляющие его регионы развивались неравномерно. До образования мусульманского государства со столицей в Сеннаре в 1504 г. территории долины Нила были поделены между несколькими христианскими государствами. Отдельные районы Судана оставались на стадии родо-пле- менных отношений с присущими для этого этапа развития религиозными представлениями. Одним из изолированных и сохранившим архаичные черты районов был Джабал Нуба, расположенный в крупном регионе Кордофан, занимающем западную и юго-западную часть страны. Приобщение к мусульманской вере в районе Джабал Нуба еще в период существования султаната со столицей в Сеннаре могло затрагивать лишь отдельных выходцев из местных племен. Говорить о широком распространении ислама среди обитателей этого района Кордофана было бы неверным. Другую картину приходится наблюдать со второй половины XIX в., когда в горах Джабал Нуба стали появляться вооруженные махдистские воины, которые стали активно добиваться не только признания ислама, но и активного вооруженного содействия войскам сторонников Махди. В войска теократического махдистского государства, действительно, попали отряды из этого, в общем, изолированного от активных контактов с внешним миром района. Активное приобщение обитателей Джабал Нуба к исламу началось уже в ХХ в. Многое в этом процессе было связано с личностью проповедника, религиозного и политического деятеля шейха Мухаммада ал-Амина ал- Кураши. Он родился в 1886 г. недалеко от города Хасахейса в семье убежденных последователейМахди из племени халауиин. Получив начальное кораническое образование в халуа х (коранические школы) своих родственников, он был направлен в Хартум для продолжения учебы в колледже имени Гордона. Там он провел пять лет, и став шариатским судьей, получил назначение в ад-Дувайм. После этого он неоднократно направлялся на работу в разные места Судана: 1 Cardaillac L. Les morisques et l’Inquisition. Paris, 1990.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=