Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Школа молодого востоковеда» — 2017 Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 441 Патрикеева Е. В. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Место национальной науки « го сюэ » в современном Китае В конце XX в. в Китае началась лихорадка «национальной науки». Что такое национальная наука, и какое место она занимает в современном Китае? «Национальная наука» в широком смысле — это вся китайская традиционная культура, в узком — это конфуцианство и история Китая. Идея опоры на традиционное наследие появилась еще в конце XIX—начале XX вв. Культурная революция и критика Конфуция в определенной степени нанесли удар престижу национальной науки. Но в 1980-е гг. ее положение изменилось, и причиной тому послужила модернизация Китая. Модернизация была результатом переосмысления пути КНР: руководители страны решили поднять престиж национальной науки, сделать упор на возрождение тради- ционного китайского наследия. Культурные реформы проводились в следующих направлениях. Во-первых, в середине 1980-хх гг. началось возрождение культа Конфуция. В 1984 г. Цен- тральный Комитет КПК постановил на основе государственного финансиро- вания учредить фонд Конфуция. В 1987 г. состоялся симпозиум по вопросам конфуцианства в Цюйфу. В 1990-х гг. вышла серия книг «Сборник важнейших материалов по современному конфуцианству». Второе направление культурных реформ— поощрение изучения традици- онной культуры в школах. Так возникло движение за то, чтобы дети читали классику( 儿童 读经 ). Третье направление — распространение «мягкой силы», то есть некая культурная “экспансия” китайских духовных ценностей за рубежом. В 2004 г. была основана глобальная сеть «институтов Конфуция», китайских куль- турно-образовательных центров, создаваемых Китайским государственным комитетом для распространения китайской культуры и китайского языка за рубежом. Четвертое направление — академическое возрождение национальной науки, угасшей в первой половине XX в. В 1990-х гг. началось возрождение академического интереса к национальной науке, который вспыхнул с особой силой после 2005 г. Университеты, один за другим, воссоздали или основали свои исследовательские центры национальной науки. Пятое направление — популяризация национальной науки в массовой культуре. Так, например, это заметно в популярной образовательной программе на канале CCTV Байцзя Цзянтань. Если раньше на программу приглашались западные ученые и знаменитости, а круг тем включал в себя не только историю и литературу, но и естественные науки, то после 2003 г. главное внимание стало уделяться именно «национальной науке».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=