Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

«Школа молодого востоковеда» — 2017 Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 393 всеобщей гармонии. Эта функция песен «Шицзина» схожа с основным назна- чением музыки, однако если музыка складывалась из гармонии подобранных звуков, то песни — из гармонии слов и их смыслов, что и отличает способы выражения их содержания, таким образом, чжи — это прерогатива словесного творчества, направленного на практическое благоустройство. В словаре «Шо вэнь цзе цзы» иероглиф сы объясняется через слово жун 容 «содержание», «вмещать в себя», что вполне характеризовало его смыс- ловое наполнение и позднее — детально размышлять о некотором предмете, рассматривая его с разных сторон. Если искренность, по Мэн-цзы, — это Дао- путь Неба, то мышление об искренности — это Дао-путь человека (VII, 12). То есть под сы понималось наполнение всего своего сознания предметом раз- мышления. Отрефлексированность мысли- сы , как основа процесса обучения и самосовершенствования, рассматривается уже в «Лунь юе»: «Учиться и не размышлять — пустое [дело], размышлять и не учиться — опасное» (II, 15). Благородный муж должен подвергать тщательному анализу все аспекты своей деятельности: то, что он видит, то, что он слышит, выражение лица, внешний облик, слова, дела, сомнения, гнев и возможные обретения ( 得 дэ ). Несколько десятилетий назад в местностях Мавандуй и Годянь был откопан манускрипт, получивший название «[Глава] о пяти видах действий» ( 五行篇 У син пянь ). В трактате зафиксирована конфуцианская техника самосовершенствования III в. до н. э. и любопытно, что эти аспекты анализируются в нем с использо- ванием этого же понятийного аппарата. Борькина А. Ю. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Типы юмора в сочинении « То̄кайдо̄тю̄ хидзакуригэ » Дзиппэнся Икку Сочинение Дзиппэнся Икку (яп. 十返舎一九 , 1765–1831) «То̄кайдо̄тю̄ хидзакуригэ» (яп. 東海道中膝栗毛 , «На своих двоих по тракту То̄кайдо̄», далее — «Хидзакуригэ», 1802–1809), будучи одним из ярчайших предста- вителей коккэйбон (яп. 滑稽本 , «забавные книги»), жанра развлекательной литературы эпохи Токугава (1603–1867), представляет особый интерес для исследователей особенностей городского юмора того времени. Комическое в данном произведении выступает в качестве основного (едва ли не сюжето- образующего) средства художественной выразительности, а для достижения максимального эффекта писатель применяет различные техники, сообразно которым в «Хидзакуригэ» можно выделить несколько типов юмора. Основной механизм создания комических ситуаций заложен в поведении двух главных героев, постоянно попадающих в неловкие ситуации из-за своего неуемного стремления найти женщину, вкусно и дешево поесть или обхи-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=