Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

XX. Круглый стол 382 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 вался, несмотря на то, что берберы, по некоторым оценкам, составляют до 60% населения этой страны. Сегодняшние рассуждения о правах женщин вМарокко связаны, в основном, с исламом, урбанизацией и постколониальной современ- ностью. В ней, отмечает Ф. Садики, не остается места для живого символизма доисламских эпох, фольклора, искусства и ритуальной роли берберских женщин. Цыпилова С. С. (ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ) Монгольская женщина: от прошлого к настоящему 1 Современное монгольское общество представляет собой синтез элементов традиционного кочевого общества с достижениями современной цивилиза- ции. В монгольском обществе меняется характер социального взаимодей- ствия и поведения, присущий женщинам и мужчинам. Изменения приводят к стремлению достижения гендерного равенства, как в публичной сфере, так и в частной жизни. В условиях кочевого образа жизни женщина занимала важное место в раз- личных сферах монгольского общества — хозяйственной, общественной, политической. Социальный статус женщины в кочевом монгольском обществе был значительно выше, чем в других традиционных обществах стран Азии. В семье женщина пользовалась немалым уважением. Глава семьи мог обра- титься к ней за советом при принятии важных решений. В случае смерти мужа женщина становилась главой семьи, по крайней мере, до женитьбы старшего сына. Женщины из высших слоев монгольского общества часто становились правительницами после смерти мужей. В монгольском традиционном обществе в большинстве случаев женщины не принимали прямое участие в процессе принятия политических решений, их роль чаще всего была ограничена только хозяйственными функциями. Однако в истории Монголии есть немало примеров, когда женщины оказывали суще- ственное влияние на политические процессы в жизни государства (царицы Оэлун, Бортэ, Есуй, Есуген, Доргоно, Сорхогтони- бэки). В современном монгольском обществе положение женщины претерпело значительные изменения. Получение образования, профессии, карьера — все это стало столь же важным, как и семья, брак, дети. Однако в любой сфере деятельности, чем выше женщина восходит по ступени социальной лестницы, тем меньшее число женщин там представлено. Та ступень власти, которая в действительности определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, остается трудно доступной для женщин. 1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Правительства Российской Федерации № 14.W03.31.0016 «Динамика народов и империй в истории Внутренней Азии».

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=