Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
XX. Круглый стол 374 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 президента Али Абделлы Салеха. В ряде демонстраций принимали участие и женщины, организовавшие на митингах отдельные сектора, огороженные от мужчин. Новостные каналы, как правило, представляли это как проявле- ние «единствя йеменского народа в требованиях перемен». Однако у женских демонстраций помимо совместных с мужчинами лозунгов были и свои соб- ственные: они требовали соблюдения прав женщин наравне с мужчинами. По закону в Йемене женщины имеют избирательное право, право работать и учиться, однако в реальности эти права реализуются весьма ограничено. В своих выступлениях женщины, ссылаясь на Коран, требовали уважения их мнения и допуска в политическую сферу страны. В октябре 2011 г. Нобелевскую премию мира получила йеменка Тавакуль Карман, общественный деятель и борец за права женщин. В созданном в этот период переходном правительстве президента Абд-Раббу Мансура Хади пост министра культуры заняла Арва Абдо Усман, писательница, собирательница местного фольклора и общественный деятель. В отличие от Тавакуль Карман, Арва Усман редко носит платок и никогда — хиджаб . Осенью 2016 г. в лонг-лист кинопремии Оскар попал художественный фильм « I Am Nojoom, Age 10 and Divorced ». Его автор — йеменка Хадиджа ас-Салами. Фильм не был отобран в шорт-лист, но тем не менее это серьезный прорыв для йеменского кинематографа, который находится практически на стадии зарождения. В прошлом Хадиджа ас-Салами снимала документальные фильмы, посвященные жизни женщин в Йемене. Хадиджа, как и героиня ее фильма, была выдана насильно в детстве замуж, но благодаря своему упорству и трудолюбию она смогла получить образование и уехать из страны (некото- рое время она работала в посольстве Йемена во Франции). Между тем все ее фильмы сделаны в Йемене. Круг проблем, затрагиваемых в фильмах ас-Салами, не ограничивается про- блемой ранних браков. В определенном смысле это борьба с закостенелым тра- диционализмом, часто нарушающим права женщин и детей. Ее фильмы— это не антирелигиозные призывы, а скорее попытка обозначить проблемы, не выходя за рамки мусульманского учения. Однако возникает естественный вопрос: готово ли традиционное общество Йемена принять ее призывы? Мусаева Б. С. (Бакинский славянский университет, Баку) Женская поэзия в азербайджанской драматургии ХХ века (на материале творчества Нигяр Рафибейли) Споры о том, существует ли «женская» и «мужская» поэзия, какая из них является «настоящей», ведутся в литературоведческих исследованиях уже давно. Обращаясь к этому вопросу и поддерживая признание женской поэзии,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=