Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
«Гендерная проблематика в странах Востока» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 361 В первые послереволюционные годы женщины были практически исклю- чены из публичной сферы общества, их уделом стали дом и семья. Их присут- ствие в кинематографе в этот период было сведено к минимуму: они изредка появлялись лишь в качестве второстепенных персонажей. Однако к середине 1990-х годов женщины все чаще становятся главными героинями фильмов и исполняют полноценные драматические и характерные роли, а затем завоевы- вают позиции не только на киноэкранах, но и по другую сторону кинокамеры, работая кинорежиссерами. В документальном и игровом кинематографе женщины-режиссеры снимают фильмы, центральными темами которых становятся проблемы самореализации женщин в обществе, решение противоречий между традиционными и новыми, исламскими и западными нормами жизни. Они не довольствуются сюжетами на отстраненные темы, а фокусируют свое внимание на таких проблемах, как ранние браки, развод, конформизм, социальная несамостоятельность женщин и существование препятствий в их социальной ифизическоймобильности. Режис- серы-мужчины если не специально, то невольно вынуждены касаться вопросов сегрегации, так как, выстраивая линиювзаимоотношениймеждуперсонажамипро- тивоположных полов, онинеизбежно затрагивают данный аспектжизни общества. Работы иранских кинематографистов последовательно демонстрируют трансформацию статуса и роли женщин в обществе. Если некоторые явления культурного и политического характера режиссеры могут обойти стороной или вовсе игнорировать в своем творчестве, то вопрос гендерного распределения ролей в обществе выступает неотъемлемой частью процесса кинопроизводства. В национальном кинематографе, как и в реальной жизни, явления культурной, социальной и политической жизни социума наслаиваются друг на друга, соз- давая на экране единый образ послереволюционного Ирана. В первые годы существования Исламской республики в условиях ирано-иранской войны и жесткого контроля со стороны правительства кино, как и прочие сферы жизни общества, подчинялось диктату строгой модели сегрегации полов. Впоследствии в стране наметилась относительная «оттепель», результатом которой стало расширение прав женского населения Ирана, реализация им индивидуальных профессиональных навыков и высказывания своих взглядов в области искусства и общественной деятельности. Кикнадзе Диана (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Проблемы выживания детей в японском обществе эпохи Хэйан (794–1185) В средневековой Японии материнство носило специфический характер: обычно ребенок, ожидаемый в браке, был желанным, и о будущей матери
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=