Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 325 вопросах. Историки, культурологи, политологи в значительной мере утратили единую базу научных оценок, толкования одних и тех же событий, зато резко усилилось влияние собственной идентичности, воздействовавшей на выводы исследователей. Появились, с одной стороны, приверженцы прозападной точки зрения, с другой, —сторонники использования механизмов африканских соци- альных институтов. Обострились и противоречия по поводу понимания того, что такое африканистика, какие научные дисциплины она включает и какие не могут входить в состав науки об Африке. Подобные противоречия в профессиональной среде в настоящий период, когда наука утратила свое значение в планах политического руководства страны и соответственно значительно сократилось финансирование исследовательских программ, только способствуют снижению авторитета экспертного сообще- ства. Тем самым создавая правящей верхушке предлоги для уничижительного отношения к науке, в том числе к африканской тематике. В такой момент необходимо найти такую общую основу, методологию, кото- рая могла бы эффективнее раскрывать тайны возникновения, функционирования африканских обществ и определять контуры их возможного будущего. Такой методологической основой для понимания особенностей жизни африканских народов служит цивилизационный подход, который фокусирует внимание на самостоятельной деятельности каждого человека и общества в целом, руковод- ствующихся принципами религиозных представлений и освященных ими норм социально-культурного, политического устройства общества. Под цивилиза- цией в данном случае понимается наиболее широкая, протяженная во времени и пространстве социокультурная общность, обладающая единой оригинальной социальной, духовной и знаково-коммуникационной структурой отношений, возникающей на базе высшей религиозной идеи 1 . Соответственно, понимание развития общества в таком случае должно строиться на основе анализа вну- тренних высших принципов, великих идей, духовно-религиозных ценностей, объединяющих народы и общества и снимающих противоречия культурного, социального и политического порядка. Принятие цивилизационного подхода способствует резкому расширению творческого потенциала исследователя. Савельева Д. И. (ВФ СПбГУ, Санкт-Петербург) Эфиопская поэзия кэне : особенности и трудности перевода Значительную часть эфиопской книжной культуры составляет искусство стихосложения кэне . Это стихотворные произведения, которые слагаются на 1 Следзевский И. В . Введение // Цивилизационные альтернативы Африки. Т. I. Ч. I. М.: Институт Африки РАН, 2016. С. 11; Саватеев А. Д . Исламская цивилизация в Тро- пической Африке / Отв. ред. И. В. Следзевский. М.: Институт Африки РАН, 2006. С. 7–9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=