Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 303 ственном творчестве. Основным источником выступили материалы интервью с писателями. Интервью с писателями довольно часто встречаются в совре- менных СМИ и содержат ценные сведения о том, что формирует содержание авторского творчества, какие задачи для писателей являются первостепен- ными, как они оценивают свое творчество и состояние современной севе- ронигерийской литературы. В докладе представлены творческие концепции различных северонигерийских авторов: драматургов (Шу’аибу Макарфи, Алхаджи Юсуфу Ладан), поэтов (Ибрахим Бала Гарба, Юсуф Адаму), проза- иков (Хафсату Ахмад Абдулвахид, Билкису Фунтува, Бина Салма Мохаммед, Рахма А. Маджид). Литература выступает в качестве важного социального фактора на террито- рии современной Северной Нигерии, поскольку это одна из сфер, где происхо- дит активное обсуждение актуальных социальных вопросов. По этой причине в глазах общества фигура писателя ( marubuci ) имеет большую значимость. Подобная «функциональность» писателя и авторского творчества привела к тому, что содержание произведений во многом определяется необходимостью получить одобрение социальной среды. В подобных условиях формирование и развитие представлений о художественном творчестве, творческая самореали- зация писателей сопряжены с трудностями, столкновение с которыми заставляло большую часть авторов оставаться в рамках консервативных взглядов на твор- чество. Ряд писателей, тем не менее, придерживается прогрессивных взглядов и предпринимает попытки создать свое собственное видение художественного творчества, привнести новые идеи, литературные формы, художественные средства. Ляховская Н. Д. (ИМЛИ РАН, Москва) Матапари — «трудные дети» (лингала) Африки в переходную эпоху В переходную эпоху (90–е годы XX в. — нулевые XXI в.) в африканских франкоязычных литературах появляется новый герой, «чужой» и среди «своих», т.е. соотечественников, и среди «других», т.е. европейцев. Этот персонаж (сту- дент, преподаватель, рабочий), не сумевший каким-либо образом соединить традиционные ценности с европейскими, с очень слабыми, поверхностными связями с традиционной Африкой, как бы с разломанным, бифуркационным сознанием, сознанием, уже не родо-племенным, коллективистским, но еще и не вполне индивидуалистическим. Впервые образ африканца с индивидуалистическим сознанием возник в романе «В поисках Африк» (1990) конголезца Анри Лопеса. Название обманы- вает читателя, потому что его герой, молодой лицейский преподаватель в Нанте

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=