Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Секция африканистов: «Чтения памяти Д. А. Ольдерогге» Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 301 для домов на севере мощные пилястры находят прямую аналогию в архитек- туре мечети в Дженне, и особенно в руинах первой мечети, запечатленной на фотографии конца XIX в. На юге, заселенном выходцами из «Страны манде», влияние Дженне совершенно незаметно. Напротив, в архитектурных традициях и старых (теперь покинутых) деревень, и новых: Кани-Бонзон, Кани Комболе, Тели, Энде и др., — ощущается связь с культурой предшественников догонов, теллем. Согласно устной традиции, после прихода догонов все теллем ушли на восток, на территорию современной Буркина-Фасо. Но это явно не соответствует действительности, поскольку связь между теллем и догонами прослеживается и в изобразительном искусстве (одинаковые типы скуль- птуры и подголовников), и в архитектуре, что проявляется в схожей или даже идентичной технике строительства. Так, и теллем, и догоны использовали в строительстве кирпичи характерной овальной формы с заостренными вершинами. Но имеются и существенные отличия: у догонов и дома, и зер- нохранилища в плане прямоугольные и квадратные, а у теллем — круглые или овальные. Следует также отметить, что один случай этой самой «переделки идеологи- ческой традиции» автором был зафиксирован автором в д. Семари в культур- но-исторической области Бондум: по словам вождя деревни, Буреима Гандеба, ее жители «происходят из древней деревни Генде (возможно, современная деревня Кенде к югу от Семари), отсюда и их имя «Гендеба». Сама же деревня Генде была основана жителями Гудуба (?), которые пришли из Манден-Ка- ба» 1 . «Манден-Каба» — Кангаба или Кааба, город в Мали в 50 км от границы с Гвинеей, колыбель средневековой империи Мали, создателем которой был Сунджата Кейта. Если учесть, что деревня, согласно устной традиции, была основана в 1269 г. н.э. (эту дату назвал вождь деревни), а путь Гендеба к месту их теперешнего обитания был извилистым и явно небыстрым, то «исход» из Манден-Каба должен был состояться еще до рождения Сунджаты (1190 г.). Таким образом, в данном случае мы, возможно, имеем дело с приспособлением исторического предания Семари к общедеогонской традиции. В заключение мы можем (со всей, впрочем, осторожностью) сделать вывод, что изобразительное искусство и архитектура догонов могут быть использованы в качестве источника по истории этногенеза догонов — несмо- тря на то, что атрибуции их неполны и неточны. В ряде случаев стилистиче- ский анализ произведений традиционного искусства подтверждает устную традицию догонов. 1 Описание деревни Семари, составленное ее вождем Буреима Гандеба / Пер. и комментарий П. А. Куценков // История Африки: люди и судьбы: сборник документов и материалов / Отв. ред. Т. М. Гавристова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярос- лавль: Филигрань, 2016. С. 99–110. С. 107.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=