Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Секция XIX 300 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 или групп деревень; именно они представляют особую источниковедческую ценность. Из тех групп, что составляют современных догонов, первыми на западе Плато появились люди из народа сонинке, которых в нескольких деревнях на севере Страны догонов до сих пор именуют «дженненке» («люди Дженне», т. е. выходцы с территории, контролируемой Дженне) 1 . Начиная с XV в., они начали продвигаться на северо-восток, вероятно, под давлением пришельцев из «Страны манде» и осели в областях Нижнее Геу и Бондум, расположенной чуть восточнее Геу. Следует отметить, что сходство между терракотовой скульптурой Внутренней дельты Нигера IX–XIII вв. и деревянной скуль- птурой догонов еще в 1988 г. убедительно продемонстрировал Бернар де Грюнн в статье, посвященной этому вопросу 2 , подтвердив в общем данные устной традиции. Анализ стиля дверных засовов позволяет уточнить эту информацию: и в деревне Тинтан (Тинтам) культурно-исторической обла- сти Бондум, и в г. Дженне бытуют дверные засовы одного и того же типа, весьма отличного и от антропоморфных засовов, и от маскоидов (Валу). Это вертикальные прямоугольные деревянные бруски, покрытые орнаментом, полностью лишенные каких-либо зооморфных и/или антропоморфных черт. Вместе с тем, в Бондум нередко встречаются засовы и первых двух, и других типов, характерные для всех групп догонов. Можно предположить, что они служат этнодифференцирующим признаком, наряду с тогуна, антро- поморфных изображений с поднятыми руками и культом Ама (Амма), чьи алтари можно видеть в деревнях всех групп догонов. Этот факт заставляет вспомнить слова выдающегося советского этнолога и историка Л. Е. Куббеля о «сознательной переделке идеологической традиции», характерной для ранних африканских государств 3 . Связь с городами Внутренней дельты Нигера (по преимуществу Дженне) хорошо заметна и в архитектуре: фасады домов в деревне Буну (Нижнее Геу) обнаруживают поразительное сходство с фасадами в Марокканском стиле из Дженне, а в Тинтан (Тинтам) и Семари (Самари) планировка домов идентична планировке домов в Дженне: они имеют два этажа, внутренний дворик и вести- бюль, встречающийся на юге только в домах вождей (помещение для охраны), да и то крайне редко. В сущности, разница в планировке домов из Дженне и из деревни Тинтан (Тинтам) сводится к тому, что в Тинтан на втором этаже расположены не жилые помещения, а зернохранилища. Наконец, характерные 1 Blom H. Dogon. Images & Tradition. Brussels: Momentum Publication/Guy Van Rijn, 2010. P. 64. 2 Grunne B. de . Ancient Sculpture of the Inland Niger Delta and Its Influence on Dogon Art // African Arts. Vol. 21. No. 4 (Aug. 1988). P. 50–55, 92. 3 Куббель Л. Е . Очерки потестарно-политической этнографии. М.: Наука, ГРВЛ, 1988. С. 84.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=