Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Секция XIX 266 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 (суахили: mume —mke, дабида: mumi —muka, ндонга: omulumentu — omuki- intu). Термины отец — мать во всех банту представлены при полном совпа- дении семантического компонента различными фонетическими вариантами, восходящими к общебантуским моделям по версии М. Гасри. Наименования большинства родственников нисходящего поколения не имеют различий по признаку пола. 2. Морфологический / синтетический способ. Биологический пол может выражаться с помощью аффиксов: в языке зулу для обозначения женского пола людей и животных используется суффикс -kazi / -azi (inkosi вождь, король — inkosikazi жена вождя , королева ; inkomo видовое понятие корова / бык — inkomazi корова ); в языке ндонга — суффикс -kadhi (omkulu старик — omkulukadhi старуха, жена ). В языке ганда в этом же значе- нии используются префиксы sse-/ssaa- для лиц и животных мужского пола и nna— / nnaa- для лиц и животных женского пола (ssemwandu вдовец —nnam- wandu вдова ; ssegwangwa петух —nnagwangwa курица ), использование префик- сов характерно и для языка умбунду: для лиц мужского пола—префикс sa-, для лиц женского пола — префикс na- ((salandula спутник — nalandula спутниц а). 3. Синтаксический / аналитический способ. Для обозначения женского пола/рода людей и животных используются специальные слова, как правило, это варианты слов женщина/самка. В языке лингала существительное mwasi женщина, жена присоединяется способом примыкания к соответствую- щему исходному слову (mosali работник — mosali mwasi работница ; nsoso петух — nsoso mwasi курица ). В языках зулу и суахили используются посес- сивные конструкции (umuntu человек —umuntu wezifazane лицоженского пола , ikati lensikazi кошка ; mtumishi wa kike служанка , mtumwa wa kike рабыня ). В языке ндонга для обозначения пола используются согласуемые отыменные атрибутивы: ддя лиц мужского пола — lumentu, для лиц женского пола –kiintu. Таким образом, структурирование и выявление средств выражения биологи- ческого пола / рода существительных позволяют сделать вывод о возможности языков банту к преодолению стереотипов асимметрии или дискриминации женского пола, что является «показателем общекультурного развития и вклю- ченности в цивилизованный мир». Гусарова Е. В. (ИВР РАН; ОР РНБ; НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург) Такла Хайманот II (1769–1777) и кризис царской историографии в эпоху политической раздробленности Эфиопии Царствование Такла Хайманота II Адмас Сагада (1769–1777) выпало на эпоху политической раздробленности, которая по своей продолжительности
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=