Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 184 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 4. В 1950–1970-е гг. (1955–1970 гг. — период высоких темпов роста 1 ) Япония прославилась благодаря «экономическому чуду» — за счет активиза- ции процессов НТР, переориентации на производство товаров потребления, экспорта и эволюции сферы услуг («третичного» сектора). Причины роста экономики связаны и с низкими затратами (несопоставимая с Западом зара- ботная плата), и с традиционным бытом (способствующим аккуратности), со скупкой лицензий и проч. Можно увидеть проявление «интернационализации» не только в привлечении иноземных разработок, но и в экспортно-ориентиро- ванной модели производства Японии в те годы. По воле обстоятельств именно в 60-х годах Япония и США, наконец, смогли наладить обоюдовыгодный диалог благодаря пребыванию на посту посла в Японии известнейшего японоведа Э. Рэйшауэра. На первый взгляд, этот этап не принес кардинальных изменений в языковую культуру. Но именно тогда происходили процессы, в дальнейшем оказавшие на нее важное влияние. Выделим два таких момента. Первый — связан с тем, что при проникновении на зарубежные рынки с «товарами потребления» учитывался международный маркетинг и конкурен- тоспособность японской продукции. Японцы крайне внимательно относились к наименованию товаров, поставляемых за пределы страны. Так, порой не готовы были выпускать товар на внешний рынок, полагая слово неблагозвуч- ным для иностранцев. 1. Например, в названии напоминающего жидкий йогурт напитка Calpis = Кальпис японцам чудилось сходство c cow-piss. В итоге, когда в начале 1970-х гг. все же были начаты поставки в Северную Америку, напи- ток был переименован в Calpico = Кальпико (как более созвучное Coca-Cola). 2. Появились и новые, ранее не существовавшие англоязычные наименова- ния товаров. Так, в 1979 г. первый портативный кассетный плеер корпорации Сони назвали Walkman = Человек на прогулке (специально придумав слово), создав новый бренд. И подобных случаев, когда искусственно созданная лек- сика входила в широкое употребление чрезвычайно много. Второй момент — связан с развитием телевидения, ставшего и новым инструментом в объединении нации, и предвестником следующей, компью- терно-мобильной, эпохи. Попробуем остановиться на истории его распростра- нения чуть подробнее. Разработки технологии телевещания компанией NHK начались еще в 1931 г., а уже в марте-мае 1939 г. система телевещания прошла тестовые испытания. В 1953 г. на всюЯпонию было менее тысячи телевизоров, да и то преимущественно в точках общепита и банных заведениях столицы. 1 Подробнее см.: Филиппов А. В . Экономика, политика и социум Японии (втор. пол. XX — нач. XXI в.) — попытка периодизации // Японоведение сегодня (общество, культура, язык): Мат-лы росс. и яп. иссл., представленные в рамках мероприятий, посвя- щенных 120-летию со дня рождения Н. А. Невского (Issues of Japanology = Вопросы япо- новедения № 4). Коллективная монография: Т. 2. СПб.: Изд-во РХГА, 2012. С. 364–395.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=