Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Источниковедение и историография Японии Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 171 ется по мере развития, усложнения религиозного комплекса. На рассматривае- мом свитке отражен следующий этап формирования религиозного комплекса: возникновение учения рёбу синто , создание которого связано с именем Кобо дайси. Согласно учению о «пути богов двусторонней [мандалы]», синтоистские божества являлись манифестацией Будды Махавайрочаны. Богиня Ниуцу- химэ-но микото считалась воплощением женского (Инь) «мира чрева», а бог Кариба-мёдзин — мужского (Ян) «мира алмаза». Таким образом, предлагаемая попытка анализа изображения на свитке «Кобо дайси и два божества Ниу и Коя» позволяет наметить направления исследова- ния пространственных представлений, формирования сакрального простран- ства синтоистских святилищ и буддийских храмов, а также изучения истории японского религиозного комплекса. Синицын А. Ю. (МАЭ РАН, Санкт-Петербург) Японский доспех из частного собрания галереи «Касугаи», принадлежавший семье Вакэбэ, как исторический и этнографический памятник второй половины периода Эдо Традиционные японские доспехи широко представлены в многочисленных музейных и частных собраниях. Однако за пределами Японии большую ред- кость представляют те доспехи, чьи изначальные владельцы документально идентифицированы и которые имеют подтвержденную связь с конкретными историческими персонажами и событиями. Согласно имевшейся у японских владельцев доспеха информации, этот комплект был изготовлен для одного из владетельных князей семьи Вакэбэ 分部 (1756–1808), даймё небольшого домена Омидзо-хан 大溝藩 в провин- ции Оми (современная префектура Сига). Доспех хранился в семье Вакэбэ до 9 марта 41-го года Сёва (1966 г.), когда Вакэбэ Яёи 分部弥生 , последний из представителей семьи, в составе небольшой коллекции его «уступил в обмен на конверт с деньгами» частной галереи, о чем сохранился документ купчей. Род Вакэбэ считается ответвлением аристократической семьи Фудзивара и восходит к Фудзивара Токинобу (1102–1149). В период Адзути —Момояма (1568–1600) дом Вакабэ принадлежал к числу вассалов князя Ода Нобунага (1534–1582), а после его гибели в 1582 г. служил Тоётоми Хидэёси (1536–1598). В событиях 1600 г. дом Вакэбэ принял сторону Токугава Иэясу. В 1619 г. Вакэбэ Мицунобу получил от Токугава бакуфу во владение небольшой домен Омидзо, куда входили уезды Такасима и Ясу в провинции Оми, и дававший годовой доход в 20 тыс. коку риса. Доменом Омидзо владели 12 поколений даймё Вакабэ, начиная с Мицунобу, первого князя Омидзо, и заканчивая Мицу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=