Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность
Секция XVI 160 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 ややややに яяяя-ни Постепенно 容つくほり катати цукуори Черты лица истончаются. 朝な朝な асанасана Каждый раз, когда наступает утро, 言ふことやみ иу котоями Слабеет речь, たまきはる тамакихару Блеснувшая жемчугом 命 絕 え ぬれ иноти таэнурэ Жизнь ушла. 立ちをどり татиодори [От испуга] я вскочил, 足すりさけび асидзури сакэби Топча ногами, зарыдал, 伏し仰ぎ фусиаоги Сев на корточки, смотрю на небеса, 胸打ち嘆き мунэ ути нагэки Ударив себя в грудь, скорблю, 手に持てる тэ-ни мотэру Но все же из рук 吾が兒飛ばしつ ага ко тобасицу Выпустил свое дитя. 世間の道 ё-но нака-но мити Это ли и есть истинный путь этого мира [в котором живет человек]? Сын Фурухи заболел и родители стали молиться небесным богам, но Фурухи с каждым днем все больше терял дар речи. Реализм Окура показан в том, как он тщательно изобразил наступление смерти Фурухи. Несмотря на то, что Окура сохраняет спокойствие духа в описании любви родителей, раду- ющихся взрослению их сына, чувств родителей, молящихся о том, чтобы их сын рос здоровым, и, таким образом, любви к сыну, у Окура его смерть все же вызвала глубокие страдания. Любовь Окура — это не что иное как любовь в мире страданий. Здесь понятно, что Окура выбрал темой своих произведений любовь и страдания. В предисловии к «Песне, в которой выражена печаль по поводу тяжелой жизни в этом мире» ( 世間の住り難きを哀しめる歌 ёнонака-но тодомаригатаки-о канасимэру ута ) (т. 5, № 804) бренность человеческого бытия он называет «восемью великими страданиями» ( 八大の辛苦 хатидай-но синку ) [5, с. 212], а это соответствует «восьми страданиям» ( 八相 хассо: ), иначе, «четырем страданиям 1 и восьми страданиям 2 » ( 四苦八苦 сику-хакку ), упоминающимся в махаянской сутре «Нэхан-гё:» ( 涅槃經 «Сутра о нирване» ) [6, URL]. В произведениях Окура уже отмечается много упоминаний о буд- дийской литературе, и благодаря усвоению всех видов страданий он создавал новые песни. В другом случае, в «Песне-диалоге о бедности» ( 貧窮問答の歌 хинкю: мондо:-но ута ) (т. 5, №№ 892–893) Окура показал страдание от жизни. В ней принята форма диалога между двумя бедняками. Тем не менее, обратим вни- мание на ту часть песни № 892, в которой содержится вопрос [5, с. 228]: 1 Рождение, старость, болезнь и смерть. 2 Рождение; старость; болезнь; смерть; разлука с любимым человеком; встреча с ненавистным человеком; невозможность достижения цели.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=