Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Источниковедение и историография Японии Asia and Africa: their Heritage and Modernity. Vol. 2 151 в числе которых оказалась и Индия 1 . На протяжении следующих 50-ти лет Индия, занимая ведущую позицию среди развивающихся стран Азии и являясь региональным лидером «Движения неприсоединения», принимала активное участие в миротворческих операциях ООН в странах Азии и Африки. Достиг- нув за это время весьма высокого уровня экономического развития, Индия стала играть значительную роль в мировой политике, поэтому с середины 1990-х гг. и по настоящее время она настойчиво и неоднократно повторяет свои претензии на постоянное членство в СБ ООН. Свою позицию официальные представи- тели Индии объясняют тем, что, несмотря на глубинные перемены в мировом порядке, произошедшие со дня формирования ООН, представительство раз- вивающихся стран в СБ ООН остается крайне неудовлетворительным. Япония, в отличие от Индии, только в 1956 году с подписанием Совет- ско-японской декларации смогла вступить в ООН. Одновременно одной из первоочередных внешнеполитических задач Японии стало осуществление так называемой «политики ООН-центризма», которая выражалась в виде значи- тельных финансовых вложений в организацию. В дальнейшем Япония смогла расширить свое участие за счет проведения операций по поддержанию мира, а также оказания гуманитарной и экономической помощи развиваю- щимся странам 2 . Однако свою заинтересованность в получении постоянного места в Совете Безопасности официальные представители Японии впервые выразили в 1994 году. С образованием группы четырех стран-претендентов на постоянное член- ство в СБ ООН — Индии, Японии, Германии и Бразилии, — начался новый этап решения вопроса по расширению СБ, исходя из принципов геогра- фически равноправного распределения мест и суверенным равенством государств 3 . Однако, будучи на современном этапе одними из ведущих сил в Азии, Япония и Индия объединяют также свои усилия в разрешении данного вопроса на уровне двустороннего глобального и стратегического партнер- ства, имеющего своей целью поддержание мира и стабильности в Азиатском регионе в условиях увеличения числа внутренних конфликтов, а также меж- территориальных диспутов. В данных обстоятельствах КНР уже не может оставаться единственным постоянным представителем от Азии в СБ ООН, тем более, что Китай руководствуется в основном своими национальными интере- сами. Более того, фактор экономического влияния Японии в Восточной Азии и политического влияния Индии в Южной Азии поможет образовать каналы связи со значительным количеством стран региона, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на их социально-экономическое развитие. 1 Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С . История Индии XX века. М.: ИВ РАН, 2010. С. 583–584. 2 India— Japan relations: Partnership for Peace and Security inAsia / Ed. by Sisodia N. S., Naidu G. V. C. New Delhi: Institute for Defence Studies and Analyses, 2006. P. 55–56. 3 Юрлов Ф. Н., Юрлова Е. С. Там же. С. 589.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=