Т. 2. Азия и Африка: Наследие и современность

Секция XVI 146 Азия и Африка: наследие и современность. Т. 2 учреждений, занимавшихся изучением Востока, а также учебных заведений, готовящих специалистов по Востоку. Число периодических востоковедных научных изданий и число научных работников, занимающихся востокове- дением, возрастало. Это было связано с международной ситуацией, сложив- шейся еще в конце Х1Х в., когда многие страны пошли по пути империализма, стали проводить активную колониальную политику в странах Востока, и, соответственно, востоковедение стало одним из главнейших направлений внешней политики Великих держав. В 1931 г. Япония вторглась в Маньчжурию, и с этого момента между- народная ситуация резко изменилась. Япония и Китай предстали в новом свете, и объем финансирования на востоковедные исследования резко возрос. Основными центрами изучения Востока стали Стэнфорд, Калифорнийский Государственный и Вашингтонский Университеты. Дулина А. М. (ИСАА, МГУ, Москва) Концепции пространства и времени в учениях о богах: на примере сочинения «Наставление глупым детям о Хатиман» (начало XIV в.) В данном докладе на материале письменного источника «Хатиман гудо:кин» («Наставление глупым детям о Хатиман», начало XIV в.), священной истории культа божества Хатиман, рассматривается трансформация концепций про- странства и времени в Японии, которая произошла после нападений монголов на архипелаг в 1274 и 1281 гг. В процессе активного заимствования буддийского вероучения в Японии буддийская модель мира постепенно вытеснила другие представления о миро- здании. Согласно космологии буддизма, «маленькая страна» Япония, в отличие от «больших стран» Индии и Китая, была удалена от центра распростране- ния учения Будды. Однако после чужеземных вторжений и угрозы завоева- ния страны в конце XIII в. произошли изменения в мировосприятии и самои- дентификации японцев, вновь стала актуальной и получила новое смысловое наполнение древняя концепция «страны богов» ( синкоку ). В японских средневековых источниках излагается идея о том, что синто- истские божества не только оберегают обитателей Японии — своих потом- ков — от чужеземных врагов, но и объясняют им учение Будды, чтобы спасти в век «конца Дхармы» и избавить от страданий в период упадка династии «ста государей». Согласно «Наставлению глупым детям о Хатиман», Япония превос- ходит «большие страны» Индию и Китай, где истинная Дхарма уже утрачена. Главная роль охранителя Японии, проповедника и защитника учения Будды отводится в «Наставлении» божеству-бодхисаттве Хатиман.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzQwMDk=